Основные нововведения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в редакции от 28.12.2024

28 декабря 2024 года опубликован Федеральный закон от 28.12.2024 № 540-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ).

Основные нововведения Федерального закона № 248-ФЗ, вступившие в силу в 2025 году.
 

1. Изменение категории риска (статья 24)
Теперь контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
2. Добавлена отдельная статья об индикаторах риска нарушения обязательных требований (статья 61.1)
При «срабатывании» индикатора риска инспектор обязан отреагировать и представить мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Методическое обеспечение разработки и утверждения индикаторов риска осуществляется Минэкономразвития России.
3. Введено основание для отказа в доступе на объект контроля (статья 36)
Изменениями предусмотрено право контролируемого лица отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если на документах, оформленных контрольным (надзорным) органом, отсутствует либо нанесен некорректным образом двухмерный штриховой код (он же QR-код), посредством которого обеспечивается переход на страницу единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ), содержащую информацию об указанном контрольном (надзорном) мероприятии, за исключением случаев, если до начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия не требуется принятия решения о его проведении.
4. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц (статья 43)
Сократился срок рассмотрения жалобы, поданной через подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, с 20 рабочих дней до 15 рабочих дней со дня регистрации. Кроме того, теперь контролируемые лица могут подать жалобу на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска. Срок рассмотрения такой жалобы составляет не более 5 рабочих дней.
5. Публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований (статья 48)
Введена возможность применения публичных оценок. Данное понятие появилось в Законе о контроле впервые. Публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований — один из критериев добросовестности контролируемого лица. Эта оценка может присваиваться объекту контроля по результатам проведения контрольного (надзорного) или профилактического мероприятий, но только если это предусмотрено положением о виде контроля.
6. Объявление предостережения (статья 49)
Теперь в законе прямо прописано, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не может содержать срок для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.
7. Самообследование (статья 51)
Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме, при этом контролируемое лицо должно иметь возможность осуществить самообследование без идентификации пользователя.
8. Профилактические визиты (статьи 52, 52.1, 52.2)
Теперь профилактический визит может проводиться инспектором не только по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи, но и с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Профилактический визит может проводиться по инициативе контрольного (надзорного) органа - обязательный профилактический визит (статья 52.1) или по инициативе контролируемого лица (статья 52.2).
Законом введено понятие «обязательный профилактический визит» в отношении конкретных объектов контроля в зависимости от присвоенной им категории риска, а также проводимых по поручению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (в отношении видов регионального государственного контроля (надзора) и видов федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которых переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации).
Обязательный профилактический визит проводится раз в год в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
Для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска периодичность проведения обязательных профилактических визитов, в том числе по отдельным видам контроля, определяется Правительством Российской Федерации.
В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу. Срок проведения обязательного профилактического визита теперь составляет до десяти рабочих дней, но может быть продлен при необходимости проведения экспертизы, испытаний. Если по итогам такого визита выявлены нарушения обязательных требований, и они не устранены до окончания проведения визита, контролируемому лицу выдается предписание.
От проведения обязательного профилактического визита невозможно отказаться. Уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита является основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (пункт 9 части 1 статьи 57).
Второй вид профилактических визитов — по инициативе контролируемого лица. Такой визит возможен только в случае, если контролируемое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением. Подать заявление о проведении профилактического визита можно через портал «Госуслуги». Новшеством является возможность проведения в рамках такого визита отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания (исключительно при согласии контролируемого лица). Однако предписания по итогам таких визитов выдаваться не могут. Но есть существенная оговорка: если при проведении профилактического визита установлено, что объект представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, инспектор незамедлительно организует проведение контрольного (надзорного) мероприятия.
9. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (статья 90.1)
Новая редакция Федерального Закона № 248-ФЗ предусматривает, что именно должно содержать предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а также предусматривает возможность заключения соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
10. Мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий
Закреплены основные механизмы моратория на проведение проверок, а также расширено использование мобильного приложения «Инспектор».
Основным изменением является то, что мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий фактически отменен.
С января 2025 года возможно проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий не только при причинении вреда (ущерба) или угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, но и при нарушении обязательных требований, соблюдение которых является условием осуществления деятельности, подлежащей лицензированию.
Плановые КНМ предусмотрены для объектов чрезвычайно высокого и высокого риска. Причем для объектов чрезвычайно высокого риска — не менее одного, но не более двух плановых контрольных (надзорных) мероприятий в год (как и было ранее), а для объектов высокого риска возможны два варианта: одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год. Также добавлена возможность проведения обязательных профилактических визитов (т. е. с возможностью выдачи предписания) для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска.
В новом законе закреплена возможность проведения профилактических визитов и контрольных (надзорных) мероприятий (инспекционного визита, выездной проверки, рейдового осмотра) посредством использования мобильного приложения «Инспектор». С использованием данного мобильного приложения отныне могут дистанционно (без выезда инспектора на объект) проводиться такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, досмотр, опрос, экспертиза, эксперимент. Статьей 56 предусмотрено, что Правительством Российской Федерации могут быть определены случаи, при которых возможно проведение контрольных (надзорных) мероприятий с использованием мобильного приложения «Инспектор» без согласования с органами прокуратуры.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения