Прямая речь

В МФТИ заявили о создании компактного маршрутизатора сигналов для квантовых компьютеров
Это устройство разработала группа российских и японских физиков под руководством профессора Университета науки Токио Цая Чжаошена

МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Российские и японские физики разработали первое скоростное компактное устройство, позволяющее управлять движением сигналов внутри сверхпроводящих квантовых компьютеров, не нагревая их и не внося помехи в их работу. Об этом сообщила пресс-служба МФТИ.
"Созданный исследователями переключатель пространственных каналов на чипе квантового процессора является первым в мире устройством, лишенным всех недостатков, которыми обладают все его известные зарубежные и российские аналоги. В их число входит низкая скорость работы, узкая практическая применимость, сложности в изготовлении и крупные размеры", - говорится в сообщении.
Это устройство было разработано группой российских и японских физиков под руководством профессора Университета науки Токио Цая Чжаошена. Оно представляет собой набор из двух разработанных российскими учеными волноводов, в которых скорость движения волн особым образом замедляется, и цепочек из нескольких специализированных конденсаторов и сверхпроводящих магнетометров (СКВИДов), которые связывают эти каналы друг с другом.
Характером этой связи, как обнаружили исследователи, можно гибким образом управлять при помощи источников внешних магнитных полей, что позволяет перенаправлять сигналы из одного канала в другой с минимальными затратами энергии и времени, что важно при проведении расчетов на сверхпроводящих квантовых компьютерах. Другим важным плюсом этой разработки является то, что она занимает мало места на чипе и при этом работает в очень широком диапазоне частот, от 4,8 до 7,3 ГГц.


"Меняя внешнее магнитное поле, мы меняем индуктивность цепочки СКВИДов и эффективную силу связи между волноводами. Когда связь становится достаточно сильной, сигнал проникает из одного канала в другой на определенной частоте. Таким образом мы можем реализовывать любое соотношение сигналов на выходе для любой частоты из рабочего диапазона 4,8-7,3 ГГц", - пояснил старший научный сотрудник МФТИ (Долгопрудный) Александр Семенов, чьи слова приводит пресс-служба вуза.
Эти устройства, как отмечают ученые, позволят физикам значительным образом уменьшить число линий передачи сигналов внутри квантовых процессоров, что упростит и ускорит их разработку. Кроме того, подобные квантовые маршрутизаторы сигналов будут полезными при проведении опытов по квантовой оптике и при изучении процессов в других разделах физики, подытожили авторы разработки.

В МФТИ заявили о создании компактного маршрутизатора сигналов для квантовых компьютеров

Это устройство разработала группа российских и японских физиков под руководством профессора Университета науки Токио Цая Чжаошена

МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Российские и японские физики разработали первое скоростное компактное устройство, позволяющее управлять движением сигналов внутри сверхпроводящих квантовых компьютеров, не нагревая их и не внося помехи в их работу. Об этом сообщила пресс-служба МФТИ.

"Созданный исследователями переключатель пространственных каналов на чипе квантового процессора является первым в мире устройством, лишенным всех недостатков, которыми обладают все его известные зарубежные и российские аналоги. В их число входит низкая скорость работы, узкая практическая применимость, сложности в изготовлении и крупные размеры", - говорится в сообщении.

Это устройство было разработано группой российских и японских физиков под руководством профессора Университета науки Токио Цая Чжаошена. Оно представляет собой набор из двух разработанных российскими учеными волноводов, в которых скорость движения волн особым образом замедляется, и цепочек из нескольких специализированных конденсаторов и сверхпроводящих магнетометров (СКВИДов), которые связывают эти каналы друг с другом.

Характером этой связи, как обнаружили исследователи, можно гибким образом управлять при помощи источников внешних магнитных полей, что позволяет перенаправлять сигналы из одного канала в другой с минимальными затратами энергии и времени, что важно при проведении расчетов на сверхпроводящих квантовых компьютерах. Другим важным плюсом этой разработки является то, что она занимает мало места на чипе и при этом работает в очень широком диапазоне частот, от 4,8 до 7,3 ГГц.

"Меняя внешнее магнитное поле, мы меняем индуктивность цепочки СКВИДов и эффективную силу связи между волноводами. Когда связь становится достаточно сильной, сигнал проникает из одного канала в другой на определенной частоте. Таким образом мы можем реализовывать любое соотношение сигналов на выходе для любой частоты из рабочего диапазона 4,8-7,3 ГГц", - пояснил старший научный сотрудник МФТИ (Долгопрудный) Александр Семенов, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Эти устройства, как отмечают ученые, позволят физикам значительным образом уменьшить число линий передачи сигналов внутри квантовых процессоров, что упростит и ускорит их разработку. Кроме того, подобные квантовые маршрутизаторы сигналов будут полезными при проведении опытов по квантовой оптике и при изучении процессов в других разделах физики, подытожили авторы разработки.

https://nauka.tass.ru/nauka/20268439

В Перми запатентовали программу, ускоряющую производство деталей самолетов
В разработанную программу встроен автоматизированный алгоритм, который создает файлы для расчета и последующей 3D-печати объектов


ПЕРМЬ, 14 марта. /ТАСС/. Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали и запатентовали программу для быстрого проектирования сэндвич-панелей, которые используются для производства корпусов, отсеков и обшивки самолетов. Об этом ТАСС рассказали в пресс-службе вуза.
"Мы разработали программу ЭВМ, предназначенную для проектирования сэндвич-структур с различной геометрией ячеистого заполнителя. Численный анализ помогает изучить их свойства при изменении геометрических параметров, таких как тип и толщина стенки ячейки. Так можно оптимизировать конструкцию и оценить, как меняются механические характеристики при использовании различных типов заполнителей и материалов для них", - рассказал кандидат физико-математических наук, доцент кафедры "Динамика и прочность машин" ПНИПУ Михаил Ташкинов.
По словам ученых, сэндвич-панели применяются в авиации для отдельных элементов оперения и механизации воздушного судна, обшивки и пола в кабинах самолета. Они обладают высокими показателями удельной жесткости и прочности, которые достигаются благодаря рациональному сочетанию материалов. Тонкие и крепкие несущие слои принимают на себя основной удар - внешнюю нагрузку и атмосферное давление. А легкий пористый заполнитель повышает сопротивление нагрузкам и обеспечивает дополнительный функционал, например, звукопоглощение.
Как пояснили в университете, сейчас часто применяются структуры с сотовым заполнением, однако, с учетом развития аддитивных технологий, альтернативой им могут стать решетчатые или ячеистые структуры со сложной геометрией. Такие решетки основаны на элементарной ячейке определенного дизайна, которая многократно копируется в нескольких направлениях для создания цельной структуры. Для их производства можно использовать 3D-печать, что позволит создавать еще более легкие и прочные детали.
"Ячеистые заполнители бывают разных типов и свойств, и чтобы изготовить необходимую сэндвич-конструкцию для определенной цели, важно изначально создать ее численную модель. Моделирование поможет предварительно оценить ее особенности и применимость к конкретной задаче. В настоящее время комплексных систем для создания таких промышленных структур нет", - сообщили в ПНИПУ.
По словам Ташкинова, в разработанную программу встроен автоматизированный алгоритм, который создает файлы для расчета и последующей 3D-печати объектов. "С помощью разработанной системы можно быстро и эффективно моделировать сэндвич-структуры с различными типами заполнителя и изменять их параметры для улучшения свойств конечного продукта, учитывая в том числе материал, из которого они будут произведены", - сказал исследователь, отметив, что это позволит сэкономить время, средства и материалы производителей, а также создавать более легкие и прочные детали для авиационной и аэрокосмической отрасли. На разработку пермского ученого выдано свидетельство Роспатента.

В Перми запатентовали программу, ускоряющую производство деталей самолетов

В разработанную программу встроен автоматизированный алгоритм, который создает файлы для расчета и последующей 3D-печати объектов

ПЕРМЬ, 14 марта. /ТАСС/. Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали и запатентовали программу для быстрого проектирования сэндвич-панелей, которые используются для производства корпусов, отсеков и обшивки самолетов. Об этом ТАСС рассказали в пресс-службе вуза.

"Мы разработали программу ЭВМ, предназначенную для проектирования сэндвич-структур с различной геометрией ячеистого заполнителя. Численный анализ помогает изучить их свойства при изменении геометрических параметров, таких как тип и толщина стенки ячейки. Так можно оптимизировать конструкцию и оценить, как меняются механические характеристики при использовании различных типов заполнителей и материалов для них", - рассказал кандидат физико-математических наук, доцент кафедры "Динамика и прочность машин" ПНИПУ Михаил Ташкинов.

По словам ученых, сэндвич-панели применяются в авиации для отдельных элементов оперения и механизации воздушного судна, обшивки и пола в кабинах самолета. Они обладают высокими показателями удельной жесткости и прочности, которые достигаются благодаря рациональному сочетанию материалов. Тонкие и крепкие несущие слои принимают на себя основной удар - внешнюю нагрузку и атмосферное давление. А легкий пористый заполнитель повышает сопротивление нагрузкам и обеспечивает дополнительный функционал, например, звукопоглощение.

Как пояснили в университете, сейчас часто применяются структуры с сотовым заполнением, однако, с учетом развития аддитивных технологий, альтернативой им могут стать решетчатые или ячеистые структуры со сложной геометрией. Такие решетки основаны на элементарной ячейке определенного дизайна, которая многократно копируется в нескольких направлениях для создания цельной структуры. Для их производства можно использовать 3D-печать, что позволит создавать еще более легкие и прочные детали.

"Ячеистые заполнители бывают разных типов и свойств, и чтобы изготовить необходимую сэндвич-конструкцию для определенной цели, важно изначально создать ее численную модель. Моделирование поможет предварительно оценить ее особенности и применимость к конкретной задаче. В настоящее время комплексных систем для создания таких промышленных структур нет", - сообщили в ПНИПУ.

По словам Ташкинова, в разработанную программу встроен автоматизированный алгоритм, который создает файлы для расчета и последующей 3D-печати объектов. "С помощью разработанной системы можно быстро и эффективно моделировать сэндвич-структуры с различными типами заполнителя и изменять их параметры для улучшения свойств конечного продукта, учитывая в том числе материал, из которого они будут произведены", - сказал исследователь, отметив, что это позволит сэкономить время, средства и материалы производителей, а также создавать более легкие и прочные детали для авиационной и аэрокосмической отрасли. На разработку пермского ученого выдано свидетельство Роспатента.

https://nauka.tass.ru/nauka/20237523

Правительство утвердило обновлённое стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года
Распоряжение от 12 марта 2024 года №581-р
Правительство по поручению Президента продолжает работу по достижению технологической независимости России от используемого иностранного софта. Необходимость решения этой задачи учтена в обновлённом стратегическом направлении в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) до 2030 года.
Так, в числе приоритетов указанного стратегического направления – осуществление цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса на основе российских информационно-коммуникационных технологий, включая отечественные сквозные цифровые технологии, формирование единой отраслевой технической политики в области информационно-коммуникационных технологий, развитие единых подходов к построению отдельных компонентов архитектуры информационных систем, введение единых стандартов обмена информацией между участниками отрасли, автоматизация процессов их взаимодействия с органами госвласти.
Целью стратегического направления определено достижение высокого уровня цифровой зрелости основных участников отрасли, ускоренный переход энергетического сектора России на новые управленческий и технологический уровни, создание условий для долгосрочного развития ТЭК.
Решать поставленные задачи предполагается за счёт поддержки разработки и внедрения отечественных сквозных технологий, применимых в энергетике, формирования отраслевого заказа на внедрение таких решений, развития отраслевых образовательных программ в области информационно-коммуникационных технологий с апробированием новых механизмов практического обучения, перехода организаций ТЭК на широкое применение облачных вычислений, а также обеспечения условий активного применения технологий информационного моделирования и искусственного интеллекта.
Стратегические направления цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы – отраслевые документы стратегического планирования. Они синхронизированы с действующими государственными программами и национальными проектами.

Правительство утвердило обновлённое стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года

Распоряжение от 12 марта 2024 года №581-р

Правительство по поручению Президента продолжает работу по достижению технологической независимости России от используемого иностранного софта. Необходимость решения этой задачи учтена в обновлённом стратегическом направлении в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) до 2030 года.

Так, в числе приоритетов указанного стратегического направления – осуществление цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса на основе российских информационно-коммуникационных технологий, включая отечественные сквозные цифровые технологии, формирование единой отраслевой технической политики в области информационно-коммуникационных технологий, развитие единых подходов к построению отдельных компонентов архитектуры информационных систем, введение единых стандартов обмена информацией между участниками отрасли, автоматизация процессов их взаимодействия с органами госвласти.

Целью стратегического направления определено достижение высокого уровня цифровой зрелости основных участников отрасли, ускоренный переход энергетического сектора России на новые управленческий и технологический уровни, создание условий для долгосрочного развития ТЭК.

Решать поставленные задачи предполагается за счёт поддержки разработки и внедрения отечественных сквозных технологий, применимых в энергетике, формирования отраслевого заказа на внедрение таких решений, развития отраслевых образовательных программ в области информационно-коммуникационных технологий с апробированием новых механизмов практического обучения, перехода организаций ТЭК на широкое применение облачных вычислений, а также обеспечения условий активного применения технологий информационного моделирования и искусственного интеллекта.

Стратегические направления цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы – отраслевые документы стратегического планирования. Они синхронизированы с действующими государственными программами и национальными проектами.

http://government.ru/news/51101/


Ростех начал производство модулей управления для беспилотников


Устройства предназначены для использования в составе легких дронов, а также наземных, подводных и надводных аппаратов


МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Холдинг "Росэлектроника" (входит в Ростех) начал серийное производство модулей управления для беспилотных систем. Об этом говорится в сообщении пресс-службы госкорпорации.
"Холдинг "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех" приступил к выпуску линейки электронных и электротехнических модулей управления для беспилотных систем. Устройства предназначены для использования в составе легких дронов, а также наземных, подводных и надводных аппаратов", - говорится в сообщении.
В Ростехе рассказали, что налажено серийное производство высокоточных навигационных модулей, изготовлена опытная партия контроллеров двигателя, разрабатываются полетный модуль и компактная версия контроллера двигателя.
В модуль входят приемник сигналов GPS, ГЛОНАСС и Galileo, барометрический высотомер и компас с термокомпенсацией. "Прибор предназначен для применения на беспилотниках с массой полезной нагрузки от 2 кг. Устройство обеспечивает высокое качество приема сигналов спутников", - пояснили в госкорпорации. Контроллер двигателя предназначен для использования в силовых установках легких БПЛА, подводных и надводных аппаратов.


Выпуск локализован на технологической базе Калужского НИИ телемеханических устройств (КНИИТМУ, входит в "Росэлектронику"). "Разработка и производство модулей управления для беспилотников - это новое направление деятельности предприятия. КНИИТМУ способен выпускать на имеющихся мощностях до 1 000 изделий каждого типа в год. Все устройства проходят процедуру полного тестирования. Первая партия наших приборов уже отгружена, и мы начали получать запросы от российских предприятий на поставку новых крупных партий модулей управления", - заявил гендиректор КНИИТМУ Александр Алексеев, слова которого приводятся в сообщении. 

Ростех начал производство модулей управления для беспилотников

Устройства предназначены для использования в составе легких дронов, а также наземных, подводных и надводных аппаратов

МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Холдинг "Росэлектроника" (входит в Ростех) начал серийное производство модулей управления для беспилотных систем. Об этом говорится в сообщении пресс-службы госкорпорации.

"Холдинг "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех" приступил к выпуску линейки электронных и электротехнических модулей управления для беспилотных систем. Устройства предназначены для использования в составе легких дронов, а также наземных, подводных и надводных аппаратов", - говорится в сообщении.

В Ростехе рассказали, что налажено серийное производство высокоточных навигационных модулей, изготовлена опытная партия контроллеров двигателя, разрабатываются полетный модуль и компактная версия контроллера двигателя.

В модуль входят приемник сигналов GPS, ГЛОНАСС и Galileo, барометрический высотомер и компас с термокомпенсацией. "Прибор предназначен для применения на беспилотниках с массой полезной нагрузки от 2 кг. Устройство обеспечивает высокое качество приема сигналов спутников", - пояснили в госкорпорации. Контроллер двигателя предназначен для использования в силовых установках легких БПЛА, подводных и надводных аппаратов.

Выпуск локализован на технологической базе Калужского НИИ телемеханических устройств (КНИИТМУ, входит в "Росэлектронику"). "Разработка и производство модулей управления для беспилотников - это новое направление деятельности предприятия. КНИИТМУ способен выпускать на имеющихся мощностях до 1 000 изделий каждого типа в год. Все устройства проходят процедуру полного тестирования. Первая партия наших приборов уже отгружена, и мы начали получать запросы от российских предприятий на поставку новых крупных партий модулей управления", - заявил гендиректор КНИИТМУ Александр Алексеев, слова которого приводятся в сообщении. 

https://tass.ru/ekonomika/20227779

Путин дал старт возведению седьмого блока Ленинградской АЭС

В торжественной обстановке в присутствии гендиректора Росатома Алексея Лихачева и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко по команде главы государства первый кубометр бетона был залит в каркас площадки


СОСНОВЫЙ БОР /Ленинградская область/, 14 марта. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин официально дал старт строительству седьмого энергоблока Ленинградской АЭС. Глава государства по видеосвязи из Ново-Огарево разрешил залить первый бетон в основание блока станции.
"Хочу поблагодарить за подготовку к сегодняшней работе - масштабной работе, безусловно - и выразить надежду, что все планы будут реализованы, и желаю успеха всем, кто приступает к этим масштабным мероприятиям. Конечно, разрешаю. В добрый час", - сказал глава государства на просьбу дать символическую команду на начало работ.
"Поздравляю, удачи вам, всего доброго!" - подытожил Путин.
В торжественной обстановке в присутствии гендиректора Росатома Алексея Лихачева и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко по команде главы государства первый кубометр бетона был залит в каркас площадки, на которой будет возводиться новый энергоблок.


"Сосновоборская атомная станция произвела 1,2 трлн киловатт электроэнергии, это, кстати, абсолютный рекорд среди всех атомных станций России и, наверное, и мира. И, что очень важно, что одновременно развивается и строится город. <…> Развитие Ленинградской области, города Сосновый Бор, активно связаны с Росатомом", - сказал он.
В качестве примера Дрозденко привел экологическую работу: рекультивацию полигона опасных отходов Красный Бор, развитие электротранспорта и создание электрозаправок. Также область совместно с Росатомом, в соотношении 50 на 50, завершила строительство крупнейшего в Ленобласти волейбольного центра, Приморского парка. Сейчас закончили проектирование современнейшего ледового дворца. 

Путин дал старт возведению седьмого блока Ленинградской АЭС

В торжественной обстановке в присутствии гендиректора Росатома Алексея Лихачева и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко по команде главы государства первый кубометр бетона был залит в каркас площадки

СОСНОВЫЙ БОР /Ленинградская область/, 14 марта. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин официально дал старт строительству седьмого энергоблока Ленинградской АЭС. Глава государства по видеосвязи из Ново-Огарево разрешил залить первый бетон в основание блока станции.

"Хочу поблагодарить за подготовку к сегодняшней работе - масштабной работе, безусловно - и выразить надежду, что все планы будут реализованы, и желаю успеха всем, кто приступает к этим масштабным мероприятиям. Конечно, разрешаю. В добрый час", - сказал глава государства на просьбу дать символическую команду на начало работ.

"Поздравляю, удачи вам, всего доброго!" - подытожил Путин.

В торжественной обстановке в присутствии гендиректора Росатома Алексея Лихачева и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко по команде главы государства первый кубометр бетона был залит в каркас площадки, на которой будет возводиться новый энергоблок.

"Сосновоборская атомная станция произвела 1,2 трлн киловатт электроэнергии, это, кстати, абсолютный рекорд среди всех атомных станций России и, наверное, и мира. И, что очень важно, что одновременно развивается и строится город. <…> Развитие Ленинградской области, города Сосновый Бор, активно связаны с Росатомом", - сказал он.

В качестве примера Дрозденко привел экологическую работу: рекультивацию полигона опасных отходов Красный Бор, развитие электротранспорта и создание электрозаправок. Также область совместно с Росатомом, в соотношении 50 на 50, завершила строительство крупнейшего в Ленобласти волейбольного центра, Приморского парка. Сейчас закончили проектирование современнейшего ледового дворца. 

https://tass.ru/ekonomika/20233513

Разработан топливозаправщик для спутников с ионными двигателями
Установка упростит процесс заправки и сократит сроки изготовления космических аппаратов

ТАСС, 14 марта. Ученые Самарского университета им. Королева разработали и испытали топливозаправщик для отечественных спутников с ионными двигателями. Установка упростит процесс заправки и сократит сроки изготовления космических аппаратов, сообщили в пресс-службе вуза.
"Ученые лаборатории криогенной техники Самарского университета им. Королева разработали и испытали топливозаправщик для отечественных космических спутников, оснащенных ионными двигателями. Самарская разработка позволит упростить и удешевить процесс заправки так называемых шар-баллонов - топливных баков космических аппаратов, а также обеспечит более высокий уровень чистоты закачиваемого ксенона и сможет в процессе заправки точно определять, сколько космического топлива уже закачано. В целом, данная "ксенон-заправка" поможет сократить сроки изготовления и передачи заказчикам готовых спутников", - говорится в сообщении.
Установка, заправляющая спутники ксеноном, разработана совместно с научно-производственным центром "Самара" по заказу ракетно-космического центра "Прогресс". Работы по ее созданию велись с осени 2022 года.
"Установка успешно прошла заводские испытания, в ходе которых отрабатывались самые разные режимы и ситуации, как штатные, так и нештатные. Испытания показали соответствие установки всем требуемым рабочим параметрам. В настоящее время установка передается в РКЦ "Прогресс" для проведения автономных испытаний, ожидается, что штатные заправки космических аппаратов с помощью нашей установки могут начаться с августа - сентября этого года", - рассказал руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра газодинамических исследований (НОЦ ГДИ) Самарского университета им. Королева, профессор Дмитрий Угланов.
Проще и быстрее
По словам Дмитрия Угланова, сейчас в отечественной космической отрасли в основном применяются заправочные агрегаты, которые требуют снятия шар-баллонов с космического аппарата перед заправкой. "Баллоны демонтируются с уже собранных и прошедших испытания спутников, транспортируются в стороннюю организацию, отвечающую за заправку ксеноном, а затем возвращаются заправленными на предприятие и вновь устанавливаются на космический аппарат. Наша же установка позволяет заправлять шар-баллон, не снимая его со спутника, это упрощает и ускоряет в десятки раз процесс заправки, то есть тем самым будут снижены затраты материальных средств и времени, а также общие сроки сдачи космического аппарата заказчику", - отметил Угланов.
Он уточнил, что в разработанной в университете установке применили особое конструктивное решение, позволяющее измерять массу закачиваемого ксенона непосредственно во время прохождения газа в основном тракте системы установки заправки. За один цикл установка способна перекачать до 50 кг ксенона вне зависимости от количества заправляемых баллонов.
"Конструкция установки позволяет перекачивать ксенон особой чистоты - 99,9999%. Высокий уровень чистоты ксенона очень важен для стабильной и качественной работы ионных двигателей: различные примеси других газов, например, кислорода, аргона, криптона, значительно снижают рабочие характеристики и ресурс двигателей такого типа, двигатель даже может выйти из строя", - подчеркнул младший научный сотрудник НОЦ ГДИ Сергей Корнеев.
По данным вуза, подобные установки для заправки ксеноном разработаны и за рубежом, их используют и в NASA, и в Европейском космическом агентстве, но, как отмечают самарские ученые, у зарубежных установок другая конструкция, основанная на ином принципе работы, более сложном и энергоемком, а также требующем больше затрат времени на заправку.

Разработан топливозаправщик для спутников с ионными двигателями

Установка упростит процесс заправки и сократит сроки изготовления космических аппаратов

ТАСС, 14 марта. Ученые Самарского университета им. Королева разработали и испытали топливозаправщик для отечественных спутников с ионными двигателями. Установка упростит процесс заправки и сократит сроки изготовления космических аппаратов, сообщили в пресс-службе вуза.

"Ученые лаборатории криогенной техники Самарского университета им. Королева разработали и испытали топливозаправщик для отечественных космических спутников, оснащенных ионными двигателями. Самарская разработка позволит упростить и удешевить процесс заправки так называемых шар-баллонов - топливных баков космических аппаратов, а также обеспечит более высокий уровень чистоты закачиваемого ксенона и сможет в процессе заправки точно определять, сколько космического топлива уже закачано. В целом, данная "ксенон-заправка" поможет сократить сроки изготовления и передачи заказчикам готовых спутников", - говорится в сообщении.

Установка, заправляющая спутники ксеноном, разработана совместно с научно-производственным центром "Самара" по заказу ракетно-космического центра "Прогресс". Работы по ее созданию велись с осени 2022 года.

"Установка успешно прошла заводские испытания, в ходе которых отрабатывались самые разные режимы и ситуации, как штатные, так и нештатные. Испытания показали соответствие установки всем требуемым рабочим параметрам. В настоящее время установка передается в РКЦ "Прогресс" для проведения автономных испытаний, ожидается, что штатные заправки космических аппаратов с помощью нашей установки могут начаться с августа - сентября этого года", - рассказал руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра газодинамических исследований (НОЦ ГДИ) Самарского университета им. Королева, профессор Дмитрий Угланов.

Проще и быстрее

По словам Дмитрия Угланова, сейчас в отечественной космической отрасли в основном применяются заправочные агрегаты, которые требуют снятия шар-баллонов с космического аппарата перед заправкой. "Баллоны демонтируются с уже собранных и прошедших испытания спутников, транспортируются в стороннюю организацию, отвечающую за заправку ксеноном, а затем возвращаются заправленными на предприятие и вновь устанавливаются на космический аппарат. Наша же установка позволяет заправлять шар-баллон, не снимая его со спутника, это упрощает и ускоряет в десятки раз процесс заправки, то есть тем самым будут снижены затраты материальных средств и времени, а также общие сроки сдачи космического аппарата заказчику", - отметил Угланов.

Он уточнил, что в разработанной в университете установке применили особое конструктивное решение, позволяющее измерять массу закачиваемого ксенона непосредственно во время прохождения газа в основном тракте системы установки заправки. За один цикл установка способна перекачать до 50 кг ксенона вне зависимости от количества заправляемых баллонов.

"Конструкция установки позволяет перекачивать ксенон особой чистоты - 99,9999%. Высокий уровень чистоты ксенона очень важен для стабильной и качественной работы ионных двигателей: различные примеси других газов, например, кислорода, аргона, криптона, значительно снижают рабочие характеристики и ресурс двигателей такого типа, двигатель даже может выйти из строя", - подчеркнул младший научный сотрудник НОЦ ГДИ Сергей Корнеев.

По данным вуза, подобные установки для заправки ксеноном разработаны и за рубежом, их используют и в NASA, и в Европейском космическом агентстве, но, как отмечают самарские ученые, у зарубежных установок другая конструкция, основанная на ином принципе работы, более сложном и энергоемком, а также требующем больше затрат времени на заправку.

https://nauka.tass.ru/nauka/20227757

Чернышенко заявил, что треть российских компаний используют искусственный интеллект

По словам вице-премьера, в России делается ставка на ИИ как на основной драйвер технологической независимости в ближайшие несколько лет


МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Треть российских компаний уже используют технологии искусственного интеллекта в своей работе. Об этом сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко на пленарной сессии дня искусственного интеллекта в рамках международной выставки-форума "Россия".
"Треть российских компаний используют искусственный интеллект для рабочих задач уже сейчас. И, по мнению президента, которое он высказал на [конференции] AI Journey, технологии ИИ особенно важны, так как они открывают возможность повышения эффективности во всех сферах, ведь ИИ - это сквозная технология", - сказал Чернышенко.
Вице-премьер отметил, что в России делается ставка на ИИ как на основной драйвер технологической независимости в ближайшие несколько лет. В сфере ИИ ведется работа по двум направлениям - выполнение профильных поручений в этой сфере и мероприятия национальной стратегии развития ИИ до 2030 года.


По словам Чернышенко, в 2024 году запланированы знаковые мероприятия. Прежде всего это дополнительное госфинансирование исследований и разработок в области генеративного ИИ, разработка больших генеративных моделей для всех ключевых отраслей экономики, упрощение доступа компаний к участию в экспериментальных правовых режимах, увеличение числа бюджетных мест и программ подготовки по направлениям ИИ в ведущих вузах для руководителей бизнеса и органов власти и стимулирование сотрудничества с разработчиками из дружественных стран.&nbsp;

Чернышенко заявил, что треть российских компаний используют искусственный интеллект

По словам вице-премьера, в России делается ставка на ИИ как на основной драйвер технологической независимости в ближайшие несколько лет

МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Треть российских компаний уже используют технологии искусственного интеллекта в своей работе. Об этом сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко на пленарной сессии дня искусственного интеллекта в рамках международной выставки-форума "Россия".

"Треть российских компаний используют искусственный интеллект для рабочих задач уже сейчас. И, по мнению президента, которое он высказал на [конференции] AI Journey, технологии ИИ особенно важны, так как они открывают возможность повышения эффективности во всех сферах, ведь ИИ - это сквозная технология", - сказал Чернышенко.

Вице-премьер отметил, что в России делается ставка на ИИ как на основной драйвер технологической независимости в ближайшие несколько лет. В сфере ИИ ведется работа по двум направлениям - выполнение профильных поручений в этой сфере и мероприятия национальной стратегии развития ИИ до 2030 года.

По словам Чернышенко, в 2024 году запланированы знаковые мероприятия. Прежде всего это дополнительное госфинансирование исследований и разработок в области генеративного ИИ, разработка больших генеративных моделей для всех ключевых отраслей экономики, упрощение доступа компаний к участию в экспериментальных правовых режимах, увеличение числа бюджетных мест и программ подготовки по направлениям ИИ в ведущих вузах для руководителей бизнеса и органов власти и стимулирование сотрудничества с разработчиками из дружественных стран. 

https://tass.ru/ekonomika/20218965

В МЭР сообщили, что Россия вошла в топ-10 стран по внедрению ИИ

В ведомстве отметили, что важно развивать параллельно фундаментальную науку, методы расчетов для нейросетей, новые способы формирования моделей и оптимизацию вычислений


МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Россия по объему совокупных вычислительных мощностей с использованием искусственного интеллекта (ИИ) входит в топ-10 стран-лидеров, а общий уровень внедрения ИИ в приоритетных сферах экономики достиг 31,5%. Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономического развития РФ по итогам пленарной сессии "Искусственный интеллект - главная технология XXI века" Дня искусственного интеллекта на Международной выставке-форуме "Россия".
"Россия по объему совокупных вычислительных мощностей входит в топ-10 стран-лидеров, а общий уровень внедрения искусственного интеллекта в приоритетных направлениях экономики составил 31,5%, - отмечается в сообщении. - Высокий уровень зрелости ИИ позволяет его массово использовать в бизнесе и системе госуправления, а уровень внедрения за последние два года вырос в 1,5 раза".
По данным Минэкономразвития, необходимо создавать необходимые стимулы тем, кто еще не внедрил ИИ, развивать под них рынок решений. В МЭР отмечают необходимость развивать параллельно фундаментальную науку, методы расчетов для нейросетей, новые способы формирования моделей и оптимизацию вычислений.
"Будем формировать научные школы, выделять дополнительное финансирование и открывать новые исследовательские центры, привлекать к этому бизнес, наращивать вычислительные мощности, чтобы будущим топовым специалистам было с чем работать", - подчеркнули в министерстве.
Согласно национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, внедрение ИИ в 95% организаций даст прирост ВВП на 11,2 трлн рублей, а инвестиции бизнеса и государства в ИИ увеличатся со 120 млрд до 850 млрд рублей.
В новость внесена правка (15:22 мск) - передается с уточнением источника информации по просьбе пресс-службы Минэкономразвития РФ.&nbsp;

В МЭР сообщили, что Россия вошла в топ-10 стран по внедрению ИИ

В ведомстве отметили, что важно развивать параллельно фундаментальную науку, методы расчетов для нейросетей, новые способы формирования моделей и оптимизацию вычислений

МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Россия по объему совокупных вычислительных мощностей с использованием искусственного интеллекта (ИИ) входит в топ-10 стран-лидеров, а общий уровень внедрения ИИ в приоритетных сферах экономики достиг 31,5%. Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономического развития РФ по итогам пленарной сессии "Искусственный интеллект - главная технология XXI века" Дня искусственного интеллекта на Международной выставке-форуме "Россия".

"Россия по объему совокупных вычислительных мощностей входит в топ-10 стран-лидеров, а общий уровень внедрения искусственного интеллекта в приоритетных направлениях экономики составил 31,5%, - отмечается в сообщении. - Высокий уровень зрелости ИИ позволяет его массово использовать в бизнесе и системе госуправления, а уровень внедрения за последние два года вырос в 1,5 раза".

По данным Минэкономразвития, необходимо создавать необходимые стимулы тем, кто еще не внедрил ИИ, развивать под них рынок решений. В МЭР отмечают необходимость развивать параллельно фундаментальную науку, методы расчетов для нейросетей, новые способы формирования моделей и оптимизацию вычислений.

"Будем формировать научные школы, выделять дополнительное финансирование и открывать новые исследовательские центры, привлекать к этому бизнес, наращивать вычислительные мощности, чтобы будущим топовым специалистам было с чем работать", - подчеркнули в министерстве.

Согласно национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, внедрение ИИ в 95% организаций даст прирост ВВП на 11,2 трлн рублей, а инвестиции бизнеса и государства в ИИ увеличатся со 120 млрд до 850 млрд рублей.

В новость внесена правка (15:22 мск) - передается с уточнением источника информации по просьбе пресс-службы Минэкономразвития РФ. 

https://tass.ru/ekonomika/20219763

В Астрахани спустили на воду сухогруз проекта RSD49 для перевозок по Каспию

Проект поможет в развитии международного транспортного коридора Север - Юг


АСТРАХАНЬ, 13 марта. /ТАСС/. Сухогруз проекта RSD49, построенный на астраханском судостроительном заводе "Лотос" Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в ОСК), будет работать на Каспийском море и поможет в развитии международного транспортного коридора (МТК) Север - Юг. Об этом сообщил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин в рамках торжественного спуска судна на воду.
"Сегодня мы спускаем на воду сухогруз проекта RSD-49. Уже скоро судно выйдет на просторы Каспийского моря и в рамках работы по международному транспортному коридору [Север - Юг] будет перевозить грузы через порты Астраханской области",- сказал Бабушкин, заметив, что основные верфи региона обеспечены заказами на два года вперед.
По данным пресс-службы ЮЦСС, заказчик сухогруза - Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), лизингополучатель - ПАО "Астраханский порт". Данный сухогруз может использоваться для транспортировки генеральных, навалочных, лесных, зерновых, крупногабаритных и опасных грузов в Каспийском море, а также в Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой. Уникальной особенностью судна проекта RSD49 является наличие большого среднего трюма длиной 52 м, который позволяет перевозить в прямых рейсах Европа - Каспий негабаритные грузы. В пресс-службе отметили, что это третье судно проекта RSD49, построенное на заводе "Лотос".
Судостроительный завод "Лотос" - одно из крупнейших предприятий в Южном федеральном округе, оно специализируется на строительстве корпусов судов различных типов. Завод является якорным резидентом астраханской особой экономической зоны. АО "Южный центр судостроения и судоремонта" входит в состав Объединенной судостроительной корпорации - это единый промышленный комплекс, консолидирующий крупнейшие судостроительные предприятия Юга России.
МТК Север - Юг
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север - Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть из них - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.&nbsp;

В Астрахани спустили на воду сухогруз проекта RSD49 для перевозок по Каспию

Проект поможет в развитии международного транспортного коридора Север - Юг

АСТРАХАНЬ, 13 марта. /ТАСС/. Сухогруз проекта RSD49, построенный на астраханском судостроительном заводе "Лотос" Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в ОСК), будет работать на Каспийском море и поможет в развитии международного транспортного коридора (МТК) Север - Юг. Об этом сообщил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин в рамках торжественного спуска судна на воду.

"Сегодня мы спускаем на воду сухогруз проекта RSD-49. Уже скоро судно выйдет на просторы Каспийского моря и в рамках работы по международному транспортному коридору [Север - Юг] будет перевозить грузы через порты Астраханской области",- сказал Бабушкин, заметив, что основные верфи региона обеспечены заказами на два года вперед.

По данным пресс-службы ЮЦСС, заказчик сухогруза - Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), лизингополучатель - ПАО "Астраханский порт". Данный сухогруз может использоваться для транспортировки генеральных, навалочных, лесных, зерновых, крупногабаритных и опасных грузов в Каспийском море, а также в Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой. Уникальной особенностью судна проекта RSD49 является наличие большого среднего трюма длиной 52 м, который позволяет перевозить в прямых рейсах Европа - Каспий негабаритные грузы. В пресс-службе отметили, что это третье судно проекта RSD49, построенное на заводе "Лотос".

Судостроительный завод "Лотос" - одно из крупнейших предприятий в Южном федеральном округе, оно специализируется на строительстве корпусов судов различных типов. Завод является якорным резидентом астраханской особой экономической зоны. АО "Южный центр судостроения и судоремонта" входит в состав Объединенной судостроительной корпорации - это единый промышленный комплекс, консолидирующий крупнейшие судостроительные предприятия Юга России.

МТК Север - Юг

Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север - Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть из них - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране. 

https://tass.ru/ekonomika/20221129


Малые технологические компании могут получить до 1 млрд рублей через кредиты под 3%


В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова уточнили, что для получения льготного кредита не потребуется проходить экспертизу и предоставлять документы для подтверждения инновационности


МОСКВА, 12 марта. /ТАСС/. Малые технологические компании могут теперь получить до 1 млрд рублей в рамках программы льготного кредитования под 3%, сообщили в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова.
"Программа льготного кредитования под 3% годовых Минэкономразвития России стала доступна высокотехнологичным и инновационным российским компаниям. Она действует в рамках федерального проекта "Взлет - от стартапа до IPO" (куратором является Белоусов), - отмечается в сообщении. - Также по поручению первого вице-премьера до 1 млрд рублей увеличена сумма заемных средств в рамках этой программы для тех малых технологических компаний, которые включены в соответствующий реестр".
В секретариате уточнили, что для получения льготного кредита малой технологической компании не потребуется проходить экспертизу и предоставлять документы для подтверждения инновационности.
"Изменения в программу кредитования подготовлены Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП по поручению первого вице-премьера. Малые технологические компании уже могут подавать заявки на получение кредита на льготных условиях через специальный сервис на Цифровой платформе МСП.РФ. Срок рассмотрения заявки - до 1,5 месяца", - указано в сообщении.
По условиям программы ее участники могут привлекать средства по льготной ставке 3% годовых на инвестиционные или оборотные цели. Финансовую поддержку могут получить предприятия, использующие при создании продукции технологии из перечня 14 приоритетных высокотехнологичных направлений. В частности, технологии, связанные с искусственным интеллектом, квантовыми коммуникациями, современными и перспективными сетями мобильной связи, развитием водородной энергетики и иными.&nbsp;

Малые технологические компании могут получить до 1 млрд рублей через кредиты под 3%

В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова уточнили, что для получения льготного кредита не потребуется проходить экспертизу и предоставлять документы для подтверждения инновационности

МОСКВА, 12 марта. /ТАСС/. Малые технологические компании могут теперь получить до 1 млрд рублей в рамках программы льготного кредитования под 3%, сообщили в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова.

"Программа льготного кредитования под 3% годовых Минэкономразвития России стала доступна высокотехнологичным и инновационным российским компаниям. Она действует в рамках федерального проекта "Взлет - от стартапа до IPO" (куратором является Белоусов), - отмечается в сообщении. - Также по поручению первого вице-премьера до 1 млрд рублей увеличена сумма заемных средств в рамках этой программы для тех малых технологических компаний, которые включены в соответствующий реестр".

В секретариате уточнили, что для получения льготного кредита малой технологической компании не потребуется проходить экспертизу и предоставлять документы для подтверждения инновационности.

"Изменения в программу кредитования подготовлены Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП по поручению первого вице-премьера. Малые технологические компании уже могут подавать заявки на получение кредита на льготных условиях через специальный сервис на Цифровой платформе МСП.РФ. Срок рассмотрения заявки - до 1,5 месяца", - указано в сообщении.

По условиям программы ее участники могут привлекать средства по льготной ставке 3% годовых на инвестиционные или оборотные цели. Финансовую поддержку могут получить предприятия, использующие при создании продукции технологии из перечня 14 приоритетных высокотехнологичных направлений. В частности, технологии, связанные с искусственным интеллектом, квантовыми коммуникациями, современными и перспективными сетями мобильной связи, развитием водородной энергетики и иными. 

https://tass.ru/ekonomika/20207037