Прямая речь

В Перми запатентовали программу, ускоряющую производство деталей самолетов
В разработанную программу встроен автоматизированный алгоритм, который создает файлы для расчета и последующей 3D-печати объектов


ПЕРМЬ, 14 марта. /ТАСС/. Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали и запатентовали программу для быстрого проектирования сэндвич-панелей, которые используются для производства корпусов, отсеков и обшивки самолетов. Об этом ТАСС рассказали в пресс-службе вуза.
"Мы разработали программу ЭВМ, предназначенную для проектирования сэндвич-структур с различной геометрией ячеистого заполнителя. Численный анализ помогает изучить их свойства при изменении геометрических параметров, таких как тип и толщина стенки ячейки. Так можно оптимизировать конструкцию и оценить, как меняются механические характеристики при использовании различных типов заполнителей и материалов для них", - рассказал кандидат физико-математических наук, доцент кафедры "Динамика и прочность машин" ПНИПУ Михаил Ташкинов.
По словам ученых, сэндвич-панели применяются в авиации для отдельных элементов оперения и механизации воздушного судна, обшивки и пола в кабинах самолета. Они обладают высокими показателями удельной жесткости и прочности, которые достигаются благодаря рациональному сочетанию материалов. Тонкие и крепкие несущие слои принимают на себя основной удар - внешнюю нагрузку и атмосферное давление. А легкий пористый заполнитель повышает сопротивление нагрузкам и обеспечивает дополнительный функционал, например, звукопоглощение.
Как пояснили в университете, сейчас часто применяются структуры с сотовым заполнением, однако, с учетом развития аддитивных технологий, альтернативой им могут стать решетчатые или ячеистые структуры со сложной геометрией. Такие решетки основаны на элементарной ячейке определенного дизайна, которая многократно копируется в нескольких направлениях для создания цельной структуры. Для их производства можно использовать 3D-печать, что позволит создавать еще более легкие и прочные детали.
"Ячеистые заполнители бывают разных типов и свойств, и чтобы изготовить необходимую сэндвич-конструкцию для определенной цели, важно изначально создать ее численную модель. Моделирование поможет предварительно оценить ее особенности и применимость к конкретной задаче. В настоящее время комплексных систем для создания таких промышленных структур нет", - сообщили в ПНИПУ.
По словам Ташкинова, в разработанную программу встроен автоматизированный алгоритм, который создает файлы для расчета и последующей 3D-печати объектов. "С помощью разработанной системы можно быстро и эффективно моделировать сэндвич-структуры с различными типами заполнителя и изменять их параметры для улучшения свойств конечного продукта, учитывая в том числе материал, из которого они будут произведены", - сказал исследователь, отметив, что это позволит сэкономить время, средства и материалы производителей, а также создавать более легкие и прочные детали для авиационной и аэрокосмической отрасли. На разработку пермского ученого выдано свидетельство Роспатента.

В Перми запатентовали программу, ускоряющую производство деталей самолетов

В разработанную программу встроен автоматизированный алгоритм, который создает файлы для расчета и последующей 3D-печати объектов

ПЕРМЬ, 14 марта. /ТАСС/. Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали и запатентовали программу для быстрого проектирования сэндвич-панелей, которые используются для производства корпусов, отсеков и обшивки самолетов. Об этом ТАСС рассказали в пресс-службе вуза.

"Мы разработали программу ЭВМ, предназначенную для проектирования сэндвич-структур с различной геометрией ячеистого заполнителя. Численный анализ помогает изучить их свойства при изменении геометрических параметров, таких как тип и толщина стенки ячейки. Так можно оптимизировать конструкцию и оценить, как меняются механические характеристики при использовании различных типов заполнителей и материалов для них", - рассказал кандидат физико-математических наук, доцент кафедры "Динамика и прочность машин" ПНИПУ Михаил Ташкинов.

По словам ученых, сэндвич-панели применяются в авиации для отдельных элементов оперения и механизации воздушного судна, обшивки и пола в кабинах самолета. Они обладают высокими показателями удельной жесткости и прочности, которые достигаются благодаря рациональному сочетанию материалов. Тонкие и крепкие несущие слои принимают на себя основной удар - внешнюю нагрузку и атмосферное давление. А легкий пористый заполнитель повышает сопротивление нагрузкам и обеспечивает дополнительный функционал, например, звукопоглощение.

Как пояснили в университете, сейчас часто применяются структуры с сотовым заполнением, однако, с учетом развития аддитивных технологий, альтернативой им могут стать решетчатые или ячеистые структуры со сложной геометрией. Такие решетки основаны на элементарной ячейке определенного дизайна, которая многократно копируется в нескольких направлениях для создания цельной структуры. Для их производства можно использовать 3D-печать, что позволит создавать еще более легкие и прочные детали.

"Ячеистые заполнители бывают разных типов и свойств, и чтобы изготовить необходимую сэндвич-конструкцию для определенной цели, важно изначально создать ее численную модель. Моделирование поможет предварительно оценить ее особенности и применимость к конкретной задаче. В настоящее время комплексных систем для создания таких промышленных структур нет", - сообщили в ПНИПУ.

По словам Ташкинова, в разработанную программу встроен автоматизированный алгоритм, который создает файлы для расчета и последующей 3D-печати объектов. "С помощью разработанной системы можно быстро и эффективно моделировать сэндвич-структуры с различными типами заполнителя и изменять их параметры для улучшения свойств конечного продукта, учитывая в том числе материал, из которого они будут произведены", - сказал исследователь, отметив, что это позволит сэкономить время, средства и материалы производителей, а также создавать более легкие и прочные детали для авиационной и аэрокосмической отрасли. На разработку пермского ученого выдано свидетельство Роспатента.

https://nauka.tass.ru/nauka/20237523

Правительство утвердило обновлённое стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года
Распоряжение от 12 марта 2024 года №581-р
Правительство по поручению Президента продолжает работу по достижению технологической независимости России от используемого иностранного софта. Необходимость решения этой задачи учтена в обновлённом стратегическом направлении в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) до 2030 года.
Так, в числе приоритетов указанного стратегического направления – осуществление цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса на основе российских информационно-коммуникационных технологий, включая отечественные сквозные цифровые технологии, формирование единой отраслевой технической политики в области информационно-коммуникационных технологий, развитие единых подходов к построению отдельных компонентов архитектуры информационных систем, введение единых стандартов обмена информацией между участниками отрасли, автоматизация процессов их взаимодействия с органами госвласти.
Целью стратегического направления определено достижение высокого уровня цифровой зрелости основных участников отрасли, ускоренный переход энергетического сектора России на новые управленческий и технологический уровни, создание условий для долгосрочного развития ТЭК.
Решать поставленные задачи предполагается за счёт поддержки разработки и внедрения отечественных сквозных технологий, применимых в энергетике, формирования отраслевого заказа на внедрение таких решений, развития отраслевых образовательных программ в области информационно-коммуникационных технологий с апробированием новых механизмов практического обучения, перехода организаций ТЭК на широкое применение облачных вычислений, а также обеспечения условий активного применения технологий информационного моделирования и искусственного интеллекта.
Стратегические направления цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы – отраслевые документы стратегического планирования. Они синхронизированы с действующими государственными программами и национальными проектами.

Правительство утвердило обновлённое стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года

Распоряжение от 12 марта 2024 года №581-р

Правительство по поручению Президента продолжает работу по достижению технологической независимости России от используемого иностранного софта. Необходимость решения этой задачи учтена в обновлённом стратегическом направлении в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) до 2030 года.

Так, в числе приоритетов указанного стратегического направления – осуществление цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса на основе российских информационно-коммуникационных технологий, включая отечественные сквозные цифровые технологии, формирование единой отраслевой технической политики в области информационно-коммуникационных технологий, развитие единых подходов к построению отдельных компонентов архитектуры информационных систем, введение единых стандартов обмена информацией между участниками отрасли, автоматизация процессов их взаимодействия с органами госвласти.

Целью стратегического направления определено достижение высокого уровня цифровой зрелости основных участников отрасли, ускоренный переход энергетического сектора России на новые управленческий и технологический уровни, создание условий для долгосрочного развития ТЭК.

Решать поставленные задачи предполагается за счёт поддержки разработки и внедрения отечественных сквозных технологий, применимых в энергетике, формирования отраслевого заказа на внедрение таких решений, развития отраслевых образовательных программ в области информационно-коммуникационных технологий с апробированием новых механизмов практического обучения, перехода организаций ТЭК на широкое применение облачных вычислений, а также обеспечения условий активного применения технологий информационного моделирования и искусственного интеллекта.

Стратегические направления цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы – отраслевые документы стратегического планирования. Они синхронизированы с действующими государственными программами и национальными проектами.

http://government.ru/news/51101/


Ростех начал производство модулей управления для беспилотников


Устройства предназначены для использования в составе легких дронов, а также наземных, подводных и надводных аппаратов


МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Холдинг "Росэлектроника" (входит в Ростех) начал серийное производство модулей управления для беспилотных систем. Об этом говорится в сообщении пресс-службы госкорпорации.
"Холдинг "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех" приступил к выпуску линейки электронных и электротехнических модулей управления для беспилотных систем. Устройства предназначены для использования в составе легких дронов, а также наземных, подводных и надводных аппаратов", - говорится в сообщении.
В Ростехе рассказали, что налажено серийное производство высокоточных навигационных модулей, изготовлена опытная партия контроллеров двигателя, разрабатываются полетный модуль и компактная версия контроллера двигателя.
В модуль входят приемник сигналов GPS, ГЛОНАСС и Galileo, барометрический высотомер и компас с термокомпенсацией. "Прибор предназначен для применения на беспилотниках с массой полезной нагрузки от 2 кг. Устройство обеспечивает высокое качество приема сигналов спутников", - пояснили в госкорпорации. Контроллер двигателя предназначен для использования в силовых установках легких БПЛА, подводных и надводных аппаратов.


Выпуск локализован на технологической базе Калужского НИИ телемеханических устройств (КНИИТМУ, входит в "Росэлектронику"). "Разработка и производство модулей управления для беспилотников - это новое направление деятельности предприятия. КНИИТМУ способен выпускать на имеющихся мощностях до 1 000 изделий каждого типа в год. Все устройства проходят процедуру полного тестирования. Первая партия наших приборов уже отгружена, и мы начали получать запросы от российских предприятий на поставку новых крупных партий модулей управления", - заявил гендиректор КНИИТМУ Александр Алексеев, слова которого приводятся в сообщении. 

Ростех начал производство модулей управления для беспилотников

Устройства предназначены для использования в составе легких дронов, а также наземных, подводных и надводных аппаратов

МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Холдинг "Росэлектроника" (входит в Ростех) начал серийное производство модулей управления для беспилотных систем. Об этом говорится в сообщении пресс-службы госкорпорации.

"Холдинг "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех" приступил к выпуску линейки электронных и электротехнических модулей управления для беспилотных систем. Устройства предназначены для использования в составе легких дронов, а также наземных, подводных и надводных аппаратов", - говорится в сообщении.

В Ростехе рассказали, что налажено серийное производство высокоточных навигационных модулей, изготовлена опытная партия контроллеров двигателя, разрабатываются полетный модуль и компактная версия контроллера двигателя.

В модуль входят приемник сигналов GPS, ГЛОНАСС и Galileo, барометрический высотомер и компас с термокомпенсацией. "Прибор предназначен для применения на беспилотниках с массой полезной нагрузки от 2 кг. Устройство обеспечивает высокое качество приема сигналов спутников", - пояснили в госкорпорации. Контроллер двигателя предназначен для использования в силовых установках легких БПЛА, подводных и надводных аппаратов.

Выпуск локализован на технологической базе Калужского НИИ телемеханических устройств (КНИИТМУ, входит в "Росэлектронику"). "Разработка и производство модулей управления для беспилотников - это новое направление деятельности предприятия. КНИИТМУ способен выпускать на имеющихся мощностях до 1 000 изделий каждого типа в год. Все устройства проходят процедуру полного тестирования. Первая партия наших приборов уже отгружена, и мы начали получать запросы от российских предприятий на поставку новых крупных партий модулей управления", - заявил гендиректор КНИИТМУ Александр Алексеев, слова которого приводятся в сообщении. 

https://tass.ru/ekonomika/20227779

Путин дал старт возведению седьмого блока Ленинградской АЭС

В торжественной обстановке в присутствии гендиректора Росатома Алексея Лихачева и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко по команде главы государства первый кубометр бетона был залит в каркас площадки


СОСНОВЫЙ БОР /Ленинградская область/, 14 марта. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин официально дал старт строительству седьмого энергоблока Ленинградской АЭС. Глава государства по видеосвязи из Ново-Огарево разрешил залить первый бетон в основание блока станции.
"Хочу поблагодарить за подготовку к сегодняшней работе - масштабной работе, безусловно - и выразить надежду, что все планы будут реализованы, и желаю успеха всем, кто приступает к этим масштабным мероприятиям. Конечно, разрешаю. В добрый час", - сказал глава государства на просьбу дать символическую команду на начало работ.
"Поздравляю, удачи вам, всего доброго!" - подытожил Путин.
В торжественной обстановке в присутствии гендиректора Росатома Алексея Лихачева и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко по команде главы государства первый кубометр бетона был залит в каркас площадки, на которой будет возводиться новый энергоблок.


"Сосновоборская атомная станция произвела 1,2 трлн киловатт электроэнергии, это, кстати, абсолютный рекорд среди всех атомных станций России и, наверное, и мира. И, что очень важно, что одновременно развивается и строится город. <…> Развитие Ленинградской области, города Сосновый Бор, активно связаны с Росатомом", - сказал он.
В качестве примера Дрозденко привел экологическую работу: рекультивацию полигона опасных отходов Красный Бор, развитие электротранспорта и создание электрозаправок. Также область совместно с Росатомом, в соотношении 50 на 50, завершила строительство крупнейшего в Ленобласти волейбольного центра, Приморского парка. Сейчас закончили проектирование современнейшего ледового дворца. 

Путин дал старт возведению седьмого блока Ленинградской АЭС

В торжественной обстановке в присутствии гендиректора Росатома Алексея Лихачева и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко по команде главы государства первый кубометр бетона был залит в каркас площадки

СОСНОВЫЙ БОР /Ленинградская область/, 14 марта. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин официально дал старт строительству седьмого энергоблока Ленинградской АЭС. Глава государства по видеосвязи из Ново-Огарево разрешил залить первый бетон в основание блока станции.

"Хочу поблагодарить за подготовку к сегодняшней работе - масштабной работе, безусловно - и выразить надежду, что все планы будут реализованы, и желаю успеха всем, кто приступает к этим масштабным мероприятиям. Конечно, разрешаю. В добрый час", - сказал глава государства на просьбу дать символическую команду на начало работ.

"Поздравляю, удачи вам, всего доброго!" - подытожил Путин.

В торжественной обстановке в присутствии гендиректора Росатома Алексея Лихачева и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко по команде главы государства первый кубометр бетона был залит в каркас площадки, на которой будет возводиться новый энергоблок.

"Сосновоборская атомная станция произвела 1,2 трлн киловатт электроэнергии, это, кстати, абсолютный рекорд среди всех атомных станций России и, наверное, и мира. И, что очень важно, что одновременно развивается и строится город. <…> Развитие Ленинградской области, города Сосновый Бор, активно связаны с Росатомом", - сказал он.

В качестве примера Дрозденко привел экологическую работу: рекультивацию полигона опасных отходов Красный Бор, развитие электротранспорта и создание электрозаправок. Также область совместно с Росатомом, в соотношении 50 на 50, завершила строительство крупнейшего в Ленобласти волейбольного центра, Приморского парка. Сейчас закончили проектирование современнейшего ледового дворца. 

https://tass.ru/ekonomika/20233513

Разработан топливозаправщик для спутников с ионными двигателями
Установка упростит процесс заправки и сократит сроки изготовления космических аппаратов

ТАСС, 14 марта. Ученые Самарского университета им. Королева разработали и испытали топливозаправщик для отечественных спутников с ионными двигателями. Установка упростит процесс заправки и сократит сроки изготовления космических аппаратов, сообщили в пресс-службе вуза.
"Ученые лаборатории криогенной техники Самарского университета им. Королева разработали и испытали топливозаправщик для отечественных космических спутников, оснащенных ионными двигателями. Самарская разработка позволит упростить и удешевить процесс заправки так называемых шар-баллонов - топливных баков космических аппаратов, а также обеспечит более высокий уровень чистоты закачиваемого ксенона и сможет в процессе заправки точно определять, сколько космического топлива уже закачано. В целом, данная "ксенон-заправка" поможет сократить сроки изготовления и передачи заказчикам готовых спутников", - говорится в сообщении.
Установка, заправляющая спутники ксеноном, разработана совместно с научно-производственным центром "Самара" по заказу ракетно-космического центра "Прогресс". Работы по ее созданию велись с осени 2022 года.
"Установка успешно прошла заводские испытания, в ходе которых отрабатывались самые разные режимы и ситуации, как штатные, так и нештатные. Испытания показали соответствие установки всем требуемым рабочим параметрам. В настоящее время установка передается в РКЦ "Прогресс" для проведения автономных испытаний, ожидается, что штатные заправки космических аппаратов с помощью нашей установки могут начаться с августа - сентября этого года", - рассказал руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра газодинамических исследований (НОЦ ГДИ) Самарского университета им. Королева, профессор Дмитрий Угланов.
Проще и быстрее
По словам Дмитрия Угланова, сейчас в отечественной космической отрасли в основном применяются заправочные агрегаты, которые требуют снятия шар-баллонов с космического аппарата перед заправкой. "Баллоны демонтируются с уже собранных и прошедших испытания спутников, транспортируются в стороннюю организацию, отвечающую за заправку ксеноном, а затем возвращаются заправленными на предприятие и вновь устанавливаются на космический аппарат. Наша же установка позволяет заправлять шар-баллон, не снимая его со спутника, это упрощает и ускоряет в десятки раз процесс заправки, то есть тем самым будут снижены затраты материальных средств и времени, а также общие сроки сдачи космического аппарата заказчику", - отметил Угланов.
Он уточнил, что в разработанной в университете установке применили особое конструктивное решение, позволяющее измерять массу закачиваемого ксенона непосредственно во время прохождения газа в основном тракте системы установки заправки. За один цикл установка способна перекачать до 50 кг ксенона вне зависимости от количества заправляемых баллонов.
"Конструкция установки позволяет перекачивать ксенон особой чистоты - 99,9999%. Высокий уровень чистоты ксенона очень важен для стабильной и качественной работы ионных двигателей: различные примеси других газов, например, кислорода, аргона, криптона, значительно снижают рабочие характеристики и ресурс двигателей такого типа, двигатель даже может выйти из строя", - подчеркнул младший научный сотрудник НОЦ ГДИ Сергей Корнеев.
По данным вуза, подобные установки для заправки ксеноном разработаны и за рубежом, их используют и в NASA, и в Европейском космическом агентстве, но, как отмечают самарские ученые, у зарубежных установок другая конструкция, основанная на ином принципе работы, более сложном и энергоемком, а также требующем больше затрат времени на заправку.

Разработан топливозаправщик для спутников с ионными двигателями

Установка упростит процесс заправки и сократит сроки изготовления космических аппаратов

ТАСС, 14 марта. Ученые Самарского университета им. Королева разработали и испытали топливозаправщик для отечественных спутников с ионными двигателями. Установка упростит процесс заправки и сократит сроки изготовления космических аппаратов, сообщили в пресс-службе вуза.

"Ученые лаборатории криогенной техники Самарского университета им. Королева разработали и испытали топливозаправщик для отечественных космических спутников, оснащенных ионными двигателями. Самарская разработка позволит упростить и удешевить процесс заправки так называемых шар-баллонов - топливных баков космических аппаратов, а также обеспечит более высокий уровень чистоты закачиваемого ксенона и сможет в процессе заправки точно определять, сколько космического топлива уже закачано. В целом, данная "ксенон-заправка" поможет сократить сроки изготовления и передачи заказчикам готовых спутников", - говорится в сообщении.

Установка, заправляющая спутники ксеноном, разработана совместно с научно-производственным центром "Самара" по заказу ракетно-космического центра "Прогресс". Работы по ее созданию велись с осени 2022 года.

"Установка успешно прошла заводские испытания, в ходе которых отрабатывались самые разные режимы и ситуации, как штатные, так и нештатные. Испытания показали соответствие установки всем требуемым рабочим параметрам. В настоящее время установка передается в РКЦ "Прогресс" для проведения автономных испытаний, ожидается, что штатные заправки космических аппаратов с помощью нашей установки могут начаться с августа - сентября этого года", - рассказал руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра газодинамических исследований (НОЦ ГДИ) Самарского университета им. Королева, профессор Дмитрий Угланов.

Проще и быстрее

По словам Дмитрия Угланова, сейчас в отечественной космической отрасли в основном применяются заправочные агрегаты, которые требуют снятия шар-баллонов с космического аппарата перед заправкой. "Баллоны демонтируются с уже собранных и прошедших испытания спутников, транспортируются в стороннюю организацию, отвечающую за заправку ксеноном, а затем возвращаются заправленными на предприятие и вновь устанавливаются на космический аппарат. Наша же установка позволяет заправлять шар-баллон, не снимая его со спутника, это упрощает и ускоряет в десятки раз процесс заправки, то есть тем самым будут снижены затраты материальных средств и времени, а также общие сроки сдачи космического аппарата заказчику", - отметил Угланов.

Он уточнил, что в разработанной в университете установке применили особое конструктивное решение, позволяющее измерять массу закачиваемого ксенона непосредственно во время прохождения газа в основном тракте системы установки заправки. За один цикл установка способна перекачать до 50 кг ксенона вне зависимости от количества заправляемых баллонов.

"Конструкция установки позволяет перекачивать ксенон особой чистоты - 99,9999%. Высокий уровень чистоты ксенона очень важен для стабильной и качественной работы ионных двигателей: различные примеси других газов, например, кислорода, аргона, криптона, значительно снижают рабочие характеристики и ресурс двигателей такого типа, двигатель даже может выйти из строя", - подчеркнул младший научный сотрудник НОЦ ГДИ Сергей Корнеев.

По данным вуза, подобные установки для заправки ксеноном разработаны и за рубежом, их используют и в NASA, и в Европейском космическом агентстве, но, как отмечают самарские ученые, у зарубежных установок другая конструкция, основанная на ином принципе работы, более сложном и энергоемком, а также требующем больше затрат времени на заправку.

https://nauka.tass.ru/nauka/20227757

Чернышенко заявил, что треть российских компаний используют искусственный интеллект

По словам вице-премьера, в России делается ставка на ИИ как на основной драйвер технологической независимости в ближайшие несколько лет


МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Треть российских компаний уже используют технологии искусственного интеллекта в своей работе. Об этом сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко на пленарной сессии дня искусственного интеллекта в рамках международной выставки-форума "Россия".
"Треть российских компаний используют искусственный интеллект для рабочих задач уже сейчас. И, по мнению президента, которое он высказал на [конференции] AI Journey, технологии ИИ особенно важны, так как они открывают возможность повышения эффективности во всех сферах, ведь ИИ - это сквозная технология", - сказал Чернышенко.
Вице-премьер отметил, что в России делается ставка на ИИ как на основной драйвер технологической независимости в ближайшие несколько лет. В сфере ИИ ведется работа по двум направлениям - выполнение профильных поручений в этой сфере и мероприятия национальной стратегии развития ИИ до 2030 года.


По словам Чернышенко, в 2024 году запланированы знаковые мероприятия. Прежде всего это дополнительное госфинансирование исследований и разработок в области генеративного ИИ, разработка больших генеративных моделей для всех ключевых отраслей экономики, упрощение доступа компаний к участию в экспериментальных правовых режимах, увеличение числа бюджетных мест и программ подготовки по направлениям ИИ в ведущих вузах для руководителей бизнеса и органов власти и стимулирование сотрудничества с разработчиками из дружественных стран.&nbsp;

Чернышенко заявил, что треть российских компаний используют искусственный интеллект

По словам вице-премьера, в России делается ставка на ИИ как на основной драйвер технологической независимости в ближайшие несколько лет

МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Треть российских компаний уже используют технологии искусственного интеллекта в своей работе. Об этом сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко на пленарной сессии дня искусственного интеллекта в рамках международной выставки-форума "Россия".

"Треть российских компаний используют искусственный интеллект для рабочих задач уже сейчас. И, по мнению президента, которое он высказал на [конференции] AI Journey, технологии ИИ особенно важны, так как они открывают возможность повышения эффективности во всех сферах, ведь ИИ - это сквозная технология", - сказал Чернышенко.

Вице-премьер отметил, что в России делается ставка на ИИ как на основной драйвер технологической независимости в ближайшие несколько лет. В сфере ИИ ведется работа по двум направлениям - выполнение профильных поручений в этой сфере и мероприятия национальной стратегии развития ИИ до 2030 года.

По словам Чернышенко, в 2024 году запланированы знаковые мероприятия. Прежде всего это дополнительное госфинансирование исследований и разработок в области генеративного ИИ, разработка больших генеративных моделей для всех ключевых отраслей экономики, упрощение доступа компаний к участию в экспериментальных правовых режимах, увеличение числа бюджетных мест и программ подготовки по направлениям ИИ в ведущих вузах для руководителей бизнеса и органов власти и стимулирование сотрудничества с разработчиками из дружественных стран. 

https://tass.ru/ekonomika/20218965

В МЭР сообщили, что Россия вошла в топ-10 стран по внедрению ИИ

В ведомстве отметили, что важно развивать параллельно фундаментальную науку, методы расчетов для нейросетей, новые способы формирования моделей и оптимизацию вычислений


МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Россия по объему совокупных вычислительных мощностей с использованием искусственного интеллекта (ИИ) входит в топ-10 стран-лидеров, а общий уровень внедрения ИИ в приоритетных сферах экономики достиг 31,5%. Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономического развития РФ по итогам пленарной сессии "Искусственный интеллект - главная технология XXI века" Дня искусственного интеллекта на Международной выставке-форуме "Россия".
"Россия по объему совокупных вычислительных мощностей входит в топ-10 стран-лидеров, а общий уровень внедрения искусственного интеллекта в приоритетных направлениях экономики составил 31,5%, - отмечается в сообщении. - Высокий уровень зрелости ИИ позволяет его массово использовать в бизнесе и системе госуправления, а уровень внедрения за последние два года вырос в 1,5 раза".
По данным Минэкономразвития, необходимо создавать необходимые стимулы тем, кто еще не внедрил ИИ, развивать под них рынок решений. В МЭР отмечают необходимость развивать параллельно фундаментальную науку, методы расчетов для нейросетей, новые способы формирования моделей и оптимизацию вычислений.
"Будем формировать научные школы, выделять дополнительное финансирование и открывать новые исследовательские центры, привлекать к этому бизнес, наращивать вычислительные мощности, чтобы будущим топовым специалистам было с чем работать", - подчеркнули в министерстве.
Согласно национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, внедрение ИИ в 95% организаций даст прирост ВВП на 11,2 трлн рублей, а инвестиции бизнеса и государства в ИИ увеличатся со 120 млрд до 850 млрд рублей.
В новость внесена правка (15:22 мск) - передается с уточнением источника информации по просьбе пресс-службы Минэкономразвития РФ.&nbsp;

В МЭР сообщили, что Россия вошла в топ-10 стран по внедрению ИИ

В ведомстве отметили, что важно развивать параллельно фундаментальную науку, методы расчетов для нейросетей, новые способы формирования моделей и оптимизацию вычислений

МОСКВА, 13 марта. /ТАСС/. Россия по объему совокупных вычислительных мощностей с использованием искусственного интеллекта (ИИ) входит в топ-10 стран-лидеров, а общий уровень внедрения ИИ в приоритетных сферах экономики достиг 31,5%. Об этом сообщает пресс-служба Министерства экономического развития РФ по итогам пленарной сессии "Искусственный интеллект - главная технология XXI века" Дня искусственного интеллекта на Международной выставке-форуме "Россия".

"Россия по объему совокупных вычислительных мощностей входит в топ-10 стран-лидеров, а общий уровень внедрения искусственного интеллекта в приоритетных направлениях экономики составил 31,5%, - отмечается в сообщении. - Высокий уровень зрелости ИИ позволяет его массово использовать в бизнесе и системе госуправления, а уровень внедрения за последние два года вырос в 1,5 раза".

По данным Минэкономразвития, необходимо создавать необходимые стимулы тем, кто еще не внедрил ИИ, развивать под них рынок решений. В МЭР отмечают необходимость развивать параллельно фундаментальную науку, методы расчетов для нейросетей, новые способы формирования моделей и оптимизацию вычислений.

"Будем формировать научные школы, выделять дополнительное финансирование и открывать новые исследовательские центры, привлекать к этому бизнес, наращивать вычислительные мощности, чтобы будущим топовым специалистам было с чем работать", - подчеркнули в министерстве.

Согласно национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, внедрение ИИ в 95% организаций даст прирост ВВП на 11,2 трлн рублей, а инвестиции бизнеса и государства в ИИ увеличатся со 120 млрд до 850 млрд рублей.

В новость внесена правка (15:22 мск) - передается с уточнением источника информации по просьбе пресс-службы Минэкономразвития РФ. 

https://tass.ru/ekonomika/20219763

В Астрахани спустили на воду сухогруз проекта RSD49 для перевозок по Каспию

Проект поможет в развитии международного транспортного коридора Север - Юг


АСТРАХАНЬ, 13 марта. /ТАСС/. Сухогруз проекта RSD49, построенный на астраханском судостроительном заводе "Лотос" Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в ОСК), будет работать на Каспийском море и поможет в развитии международного транспортного коридора (МТК) Север - Юг. Об этом сообщил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин в рамках торжественного спуска судна на воду.
"Сегодня мы спускаем на воду сухогруз проекта RSD-49. Уже скоро судно выйдет на просторы Каспийского моря и в рамках работы по международному транспортному коридору [Север - Юг] будет перевозить грузы через порты Астраханской области",- сказал Бабушкин, заметив, что основные верфи региона обеспечены заказами на два года вперед.
По данным пресс-службы ЮЦСС, заказчик сухогруза - Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), лизингополучатель - ПАО "Астраханский порт". Данный сухогруз может использоваться для транспортировки генеральных, навалочных, лесных, зерновых, крупногабаритных и опасных грузов в Каспийском море, а также в Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой. Уникальной особенностью судна проекта RSD49 является наличие большого среднего трюма длиной 52 м, который позволяет перевозить в прямых рейсах Европа - Каспий негабаритные грузы. В пресс-службе отметили, что это третье судно проекта RSD49, построенное на заводе "Лотос".
Судостроительный завод "Лотос" - одно из крупнейших предприятий в Южном федеральном округе, оно специализируется на строительстве корпусов судов различных типов. Завод является якорным резидентом астраханской особой экономической зоны. АО "Южный центр судостроения и судоремонта" входит в состав Объединенной судостроительной корпорации - это единый промышленный комплекс, консолидирующий крупнейшие судостроительные предприятия Юга России.
МТК Север - Юг
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север - Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть из них - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.&nbsp;

В Астрахани спустили на воду сухогруз проекта RSD49 для перевозок по Каспию

Проект поможет в развитии международного транспортного коридора Север - Юг

АСТРАХАНЬ, 13 марта. /ТАСС/. Сухогруз проекта RSD49, построенный на астраханском судостроительном заводе "Лотос" Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в ОСК), будет работать на Каспийском море и поможет в развитии международного транспортного коридора (МТК) Север - Юг. Об этом сообщил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин в рамках торжественного спуска судна на воду.

"Сегодня мы спускаем на воду сухогруз проекта RSD-49. Уже скоро судно выйдет на просторы Каспийского моря и в рамках работы по международному транспортному коридору [Север - Юг] будет перевозить грузы через порты Астраханской области",- сказал Бабушкин, заметив, что основные верфи региона обеспечены заказами на два года вперед.

По данным пресс-службы ЮЦСС, заказчик сухогруза - Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), лизингополучатель - ПАО "Астраханский порт". Данный сухогруз может использоваться для транспортировки генеральных, навалочных, лесных, зерновых, крупногабаритных и опасных грузов в Каспийском море, а также в Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой. Уникальной особенностью судна проекта RSD49 является наличие большого среднего трюма длиной 52 м, который позволяет перевозить в прямых рейсах Европа - Каспий негабаритные грузы. В пресс-службе отметили, что это третье судно проекта RSD49, построенное на заводе "Лотос".

Судостроительный завод "Лотос" - одно из крупнейших предприятий в Южном федеральном округе, оно специализируется на строительстве корпусов судов различных типов. Завод является якорным резидентом астраханской особой экономической зоны. АО "Южный центр судостроения и судоремонта" входит в состав Объединенной судостроительной корпорации - это единый промышленный комплекс, консолидирующий крупнейшие судостроительные предприятия Юга России.

МТК Север - Юг

Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север - Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть из них - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране. 

https://tass.ru/ekonomika/20221129


Малые технологические компании могут получить до 1 млрд рублей через кредиты под 3%


В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова уточнили, что для получения льготного кредита не потребуется проходить экспертизу и предоставлять документы для подтверждения инновационности


МОСКВА, 12 марта. /ТАСС/. Малые технологические компании могут теперь получить до 1 млрд рублей в рамках программы льготного кредитования под 3%, сообщили в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова.
"Программа льготного кредитования под 3% годовых Минэкономразвития России стала доступна высокотехнологичным и инновационным российским компаниям. Она действует в рамках федерального проекта "Взлет - от стартапа до IPO" (куратором является Белоусов), - отмечается в сообщении. - Также по поручению первого вице-премьера до 1 млрд рублей увеличена сумма заемных средств в рамках этой программы для тех малых технологических компаний, которые включены в соответствующий реестр".
В секретариате уточнили, что для получения льготного кредита малой технологической компании не потребуется проходить экспертизу и предоставлять документы для подтверждения инновационности.
"Изменения в программу кредитования подготовлены Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП по поручению первого вице-премьера. Малые технологические компании уже могут подавать заявки на получение кредита на льготных условиях через специальный сервис на Цифровой платформе МСП.РФ. Срок рассмотрения заявки - до 1,5 месяца", - указано в сообщении.
По условиям программы ее участники могут привлекать средства по льготной ставке 3% годовых на инвестиционные или оборотные цели. Финансовую поддержку могут получить предприятия, использующие при создании продукции технологии из перечня 14 приоритетных высокотехнологичных направлений. В частности, технологии, связанные с искусственным интеллектом, квантовыми коммуникациями, современными и перспективными сетями мобильной связи, развитием водородной энергетики и иными.&nbsp;

Малые технологические компании могут получить до 1 млрд рублей через кредиты под 3%

В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова уточнили, что для получения льготного кредита не потребуется проходить экспертизу и предоставлять документы для подтверждения инновационности

МОСКВА, 12 марта. /ТАСС/. Малые технологические компании могут теперь получить до 1 млрд рублей в рамках программы льготного кредитования под 3%, сообщили в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова.

"Программа льготного кредитования под 3% годовых Минэкономразвития России стала доступна высокотехнологичным и инновационным российским компаниям. Она действует в рамках федерального проекта "Взлет - от стартапа до IPO" (куратором является Белоусов), - отмечается в сообщении. - Также по поручению первого вице-премьера до 1 млрд рублей увеличена сумма заемных средств в рамках этой программы для тех малых технологических компаний, которые включены в соответствующий реестр".

В секретариате уточнили, что для получения льготного кредита малой технологической компании не потребуется проходить экспертизу и предоставлять документы для подтверждения инновационности.

"Изменения в программу кредитования подготовлены Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП по поручению первого вице-премьера. Малые технологические компании уже могут подавать заявки на получение кредита на льготных условиях через специальный сервис на Цифровой платформе МСП.РФ. Срок рассмотрения заявки - до 1,5 месяца", - указано в сообщении.

По условиям программы ее участники могут привлекать средства по льготной ставке 3% годовых на инвестиционные или оборотные цели. Финансовую поддержку могут получить предприятия, использующие при создании продукции технологии из перечня 14 приоритетных высокотехнологичных направлений. В частности, технологии, связанные с искусственным интеллектом, квантовыми коммуникациями, современными и перспективными сетями мобильной связи, развитием водородной энергетики и иными. 

https://tass.ru/ekonomika/20207037


Программа бесплатного переобучения с 2025 года станет частью нацпроекта "Кадры"


Как отметил глава Минтруда Антон Котяков, основная задача, которую президент Владимир Путин высказал в рамках послания Федеральному собранию относительно создания национального проекта, состоит в том, чтобы максимально повысить эффективность межведомственного взаимодействия всех участников процесса


МОСКВА, 11 марта. /ТАСС/. Программа бесплатного переобучения, которая сейчас реализуется в рамках нацпроекта "Демография", с 2025 года станет частью нового нацпроекта "Кадры". Об этом сообщил министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков в студии ТАСС в Координационном центре правительства на Международной выставке-форуме "Россия".
Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что для улучшения жизни россиян будут реализованы пять нацпроектов: "Семья", "Продолжительная и активная жизнь", "Кадры", "Экономика данных" и "Молодежь России". Нацпроект "Кадры" запустят с 1 января 2025 года.
"Программа [бесплатного переобучения] станет одним из элементов национального проекта "Кадры". Если мы в период 2021-2022 годов наиболее активную программу бесплатного повышения квалификации распространяли на отдельные категории социально-демографических групп, которые традиционно испытывают сложности на рынке труда, то сейчас мы пришли к тому, что у нас есть 150 наиболее дефицитных профессий на рынке. Это наиболее востребованные со стороны работодателей направления, по которым пройти обучение сможет любой желающий, который хочет изменить сферу своей деятельности, поэтому по этим направлениям обучение будет доступно для всех желающих", - сказал он.
Министр добавил, что основная задача, которую президент высказал в рамках послания Федеральному собранию относительно создания национального проекта "Кадры", - это максимально повысить эффективность межведомственного взаимодействия всех участников процесса: от этапа формирования направлений обучения до трудоустройства на промышленные предприятия.
Профессиональные стандарты
"Весь этот спектр межведомственного взаимодействия, элементы к подходу формирования прогноза рынка труда найдут свое отражение в новом нацпроекте "Кадры". При этом для того, чтобы сделать максимально эффективным переход от системы образования к системе профессионального поиска на рынке, мы также предусматриваем еще и трансформацию системы профессиональных стандартов", - отметил он.
Котяков уточнил, что профессиональный стандарт имеет "достаточно жесткую исторически сформированную структуру", которая не соответствует ситуации на рынке труда. "Уже сейчас мы сформировали [структуру] в виде двухкомпонентного профессионального стандарта, имеющего под собой четко регламентированную нормативную часть, которая соответствует основным, более стандартным с точки зрения работодателей требованиям к рабочему месту, и более меняющуюся, соответствующую конкретным технологиям вторую часть профессионального стандарта, которая будет меняться в зависимости от технологий, которые применяются на конкретном рабочем месте", - пояснил он.
Международная выставка-форум "Россия" проходит с 4 ноября 2023 года на ВДНХ в Москве. Ее организовали для демонстрации важнейших достижений страны в разных отраслях экономики, свои экспозиции представили все 89 российских регионов. ТАСС - генеральное информационное агентство форума.&nbsp;

Программа бесплатного переобучения с 2025 года станет частью нацпроекта "Кадры"

Как отметил глава Минтруда Антон Котяков, основная задача, которую президент Владимир Путин высказал в рамках послания Федеральному собранию относительно создания национального проекта, состоит в том, чтобы максимально повысить эффективность межведомственного взаимодействия всех участников процесса

МОСКВА, 11 марта. /ТАСС/. Программа бесплатного переобучения, которая сейчас реализуется в рамках нацпроекта "Демография", с 2025 года станет частью нового нацпроекта "Кадры". Об этом сообщил министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков в студии ТАСС в Координационном центре правительства на Международной выставке-форуме "Россия".

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что для улучшения жизни россиян будут реализованы пять нацпроектов: "Семья", "Продолжительная и активная жизнь", "Кадры", "Экономика данных" и "Молодежь России". Нацпроект "Кадры" запустят с 1 января 2025 года.

"Программа [бесплатного переобучения] станет одним из элементов национального проекта "Кадры". Если мы в период 2021-2022 годов наиболее активную программу бесплатного повышения квалификации распространяли на отдельные категории социально-демографических групп, которые традиционно испытывают сложности на рынке труда, то сейчас мы пришли к тому, что у нас есть 150 наиболее дефицитных профессий на рынке. Это наиболее востребованные со стороны работодателей направления, по которым пройти обучение сможет любой желающий, который хочет изменить сферу своей деятельности, поэтому по этим направлениям обучение будет доступно для всех желающих", - сказал он.

Министр добавил, что основная задача, которую президент высказал в рамках послания Федеральному собранию относительно создания национального проекта "Кадры", - это максимально повысить эффективность межведомственного взаимодействия всех участников процесса: от этапа формирования направлений обучения до трудоустройства на промышленные предприятия.

Профессиональные стандарты

"Весь этот спектр межведомственного взаимодействия, элементы к подходу формирования прогноза рынка труда найдут свое отражение в новом нацпроекте "Кадры". При этом для того, чтобы сделать максимально эффективным переход от системы образования к системе профессионального поиска на рынке, мы также предусматриваем еще и трансформацию системы профессиональных стандартов", - отметил он.

Котяков уточнил, что профессиональный стандарт имеет "достаточно жесткую исторически сформированную структуру", которая не соответствует ситуации на рынке труда. "Уже сейчас мы сформировали [структуру] в виде двухкомпонентного профессионального стандарта, имеющего под собой четко регламентированную нормативную часть, которая соответствует основным, более стандартным с точки зрения работодателей требованиям к рабочему месту, и более меняющуюся, соответствующую конкретным технологиям вторую часть профессионального стандарта, которая будет меняться в зависимости от технологий, которые применяются на конкретном рабочем месте", - пояснил он.

Международная выставка-форум "Россия" проходит с 4 ноября 2023 года на ВДНХ в Москве. Ее организовали для демонстрации важнейших достижений страны в разных отраслях экономики, свои экспозиции представили все 89 российских регионов. ТАСС - генеральное информационное агентство форума. 

https://tass.ru/nacionalnye-proekty/20203019