
Прямая речь


На Алтае планируют запустить аэротакси до Шерегеша, когда там построят аэропорт
Предполагается, что авиатакси соединит Шерегеш, Горно-Алтайск и Белокуриху
КРАСНОЯРСК, 2 марта. /ТАСС/. Аэротакси до Шерегеша - одного из самых популярных горнолыжных комплексов в Сибири - запустит Республика Алтай после того, как там постоят аэропорт. Об этом сообщил ТАСС глава республики Олег Хорохордин на полях Красноярского экономического форума (КЭФ).
"По договоренности с губернатором Кемеровской области Сергеем Евгеньевичем Цивилевым, как только запустят <…> аэропорт в Шерегеше, сразу запустим авиатакси, соединяющее Шерегеш, Горно-Алтайск и Белокуриху. <…> Горнолыжники, когда едут из регионов центральной части России, [хотели бы получить] возможность кататься несколько дней в Горном Алтае, через полчаса - в Шерегеше, еще через полчаса - в Белокурихе", - сказал Хорохордин.
Ранее губернатор Кузбасса Сергей Цивилев сообщал, что площадка под будущий аэропорт уже выбрана - в 7 км от горнолыжного комплекса "Шерегеш". Инвестор - компания "Новапорт" - готов профинансировать не только строительство терминала, но и проектирование взлетно-посадочной полосы. По данным региональных властей, проектируется аэропортовый комплекс с пропускной способностью 200 пассажиров в час. Также необходимо строительство взлетно-посадочной полосы протяженностью 3,2 км, что позволит принимать воздушные суда любой категории.
"Шерегеш" - один из самых популярных горнолыжных комплексов в Сибири. За предыдущий горнолыжный сезон его посетили более 2 млн человек, в текущем сезоне число туристов уже превысило 1 млн. По оценке корпорации "Туризм.РФ", в 2030 году турпоток увеличится почти вдвое - до 3,5 млн отдыхающих в год. В планах региональных властей - создать к 2024 году в Шерегеше особую экономическую зону, что повысит интерес инвесторов к данной территории.
Красноярский экономический форум - 2023 "Время Сибири" проходит 1-3 марта в гибридном формате. Основной площадкой является Сибирский федеральный университет, выездные студии работают в Москве, Пекине и Астане. ТАСС выступает генеральным информационным партнером форума.
В новость была внесена правка (09:28 мск) - передается с уточнением должности спикера в первом абзаце, верно - глава; исправлением названия форума в первом абзаце, верно - Красноярского экономического; исправлением в цитате, верно - Цивилевым.

"КАМАЗ" запланировал выпустить более 50 тысяч грузовиков в 2023 году
Москва. 28 февраля. INTERFAX.RU - Производственные планы ПАО "КАМАЗ" на 2023 год предполагают выпуск более 50 тысяч грузовиков против более 44 тысяч в 2022 году. Это следует из сообщения ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК), с которым автопроизводитель договорился о поставках.
На площадке ММК состоялось очередное заседание координационного совета двух компаний, на котором руководители и специалисты технических и коммерческих служб подвели итоги сотрудничества в 2022 году и наметили планы на будущее. Одним из центральных вопросов стало импортозамещение.
Как отмечается в пресс-релизе ММК, автозавод "КАМАЗа" заменил часть импортной продукции, особенно высокопрочные стали, сталью Магнитки.
"Раньше "КАМАЗ" нередко использовал стали зарубежного производства. Сейчас их импорт в Россию закрыт, и мы активно занимаемся их замещением. За год мы освоили три новые марки стали, сейчас осваиваем еще одну, которая по многим показателям превосходит не только зарубежные, но и российские аналоги", - цитирует пресс-служба ММК начальника управления внешнеэкономической деятельности и продаж предприятиям автопрома Никиту Авдонина.
Главным итогом координационного совета стало подписание сторонами договора о намерениях, который фактически представляет собой план работ на 2023 год с конкретными сроками и ответственными лицами.
"Камский автозавод намерен нарастить производство с более чем 44 тыс. автомобилей в 2022 году до более чем 50 тыс. в текущем году", - говорится в пресс-релизе ММК.
ММК за прошлый год отгрузил предприятиям автопрома 628,8 тысяч тонн металлопродукции, в том числе более 100 тысяч тонн "КАМАЗу". Доля комбината в поставках листового проката для автопроизводителя составляет около 57%. Поставки магнитогорского металла охватывают и лонжеронную сталь, и металл для изготовления кабин грузовиков.
Гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин в конце 2022 года говорил журналистам, что бизнес-план компании на 2023 год предполагает рост выручки до рекордных значений выше 300 млрд рублей, чистую прибыль в 5 млрд рублей, EBITDA – 24 млрд рублей. Компания также сообщала, что по итогам 2022 года прибыль группы будет рекордной и превысит 5 млрд рублей, выручка составит около 270 млрд рублей, как прогнозировалось год назад. Публиковать МСФО-отчетность за 2022 год автопроизводитель, находящийся под санкциями, не планирует.
По прогнозу Когогина от конца 2022 года, российский рынок грузовиков полной массой 14-40 тонн в 2023 году в базовом сценарии ожидается на уровне 65-68 тысяч автомобилей. "Не понимая, что будет с экономикой в следующем году, мы взяли очень осторожный прогноз – скажем так, на уровне 2022 года. Мы намерены реализовать порядка 40 тысяч автомобилей – включая экспорт, но без учета поставок федеральным заказчикам, общий объем отгрузок которым в текущем году был минимальным", - говорил гендиректор "КАМАЗа" в конце декабря.

В НГТУ создают стенд для аэрокосмической отрасли, который позволит улучшать спутники
Разработка началась в 2022 году, ввод в эксплуатацию ожидается до конца 2023 года, сообщили в университете
НОВОСИБИРСК, 2 марта. /ТАСС/. Инженеры Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ) в 2023 году создадут рабочее место для моделирования и испытаний аппаратуры для космических аппаратов. Разработка ведется по заказу АО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева", сообщили ТАСС в пресс-службе вуза.
"В НГТУ НЭТИ создают уникальный стенд для аэрокосмической отрасли. <…> наземное рабочее место для разработки, моделирования и испытаний энергопреобразующей аппаратуры для перспективных космических аппаратов - оно позволит быстрее создавать и улучшать спутники", - сказали в пресс-службе.
По словам руководителя работ Дмитрия Штейна, разработка началась в 2022 году, сейчас она находится в высокой степени готовности, ввод в эксплуатацию ожидается до конца 2023 года. Он пояснил, что наземное рабочее место подразумевает его размещение в цехе.
Уточняется, что создание рабочего места позволит ускорить решение нескольких научно-технических задач. "Ускорение процесса испытаний позволит быстрее создавать спутники, быстрее расширять их группировку. <…> те разработки и испытания, которые будут проводиться на этом рабочем месте, позволят в перспективе улучшить технические характеристики изделий - увеличить массу полезной нагрузки спутников и повысить их надежность", - сказал Штейн, уточнив, что при создании рабочего места используется как отечественная элементная база, так и приборы, произведенные в странах-партнерах.
По его словам, в программно-аппаратный комплекс входит набор оборудования и программного обеспечения. Часть оборудования стандартная - это покупные приборы, лабораторные источники питания, измерительные устройства. Часть оборудования разработана и изготовлена в НГТУ НЭТИ - это модуль связи с компьютером, аппаратные модели преобразователей электрической энергии, специализированное измерительное оборудование. "Мы изготавливаем комплекс, который будет использоваться для проведения новых разработок и их испытаний", - сказал Штейн.

В России стартует эксперимент по бесплатному проезду электромобилей по платным трассам
Он продлится до 31 декабря
МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Владельцы электромобилей в РФ с 1 марта могут бесплатно ездить по платным федеральным трассам. Соответствующий эксперимент проводится в рамках концепции развития производства и использования электрического автотранспорта в РФ до 2030 года. Его проведение подготовили Минэкономразвития РФ и госкомпания "Автодор" (оператор платных дорог в стране).
Бесплатным проездом через пункты взимания платы и рамки "Свободного потока" смогут воспользоваться владельцы электромобилей как отечественного, так и зарубежного производства. Эксперимент продлится до 31 декабря. Оператор будет мониторить соблюдение условий эксперимента в течение всего срока его проведения.
На электромобиле можно будет проехать по трассам М-1 "Беларусь" (включая "Обход Одинцова"), М-3 "Украина", М-4 "Дон", М-11 "Нева", М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань и по ЦКАД.
Цель акции - популяризация проезда по платным автомобильным дорогам и применения электронных средств регистрации проезда, а также стимулирование спроса на электромобили на территории РФ, отметили в "Автодоре".
Как ранее сообщал замминистра экономического развития Максим Колесников, чтобы получить право бесплатного проезда, владельцу электромобиля нужно обратиться в офис поддержки пользователей "Автодор - платные дороги", предъявить документы, подтверждающие, что машина оснащена только электродвигателем, и предоставить транспондер T-pass. По его словам, в случае отсутствия такого транспондера, его можно приобрести или взять в аренду.
О концепции
Правительство РФ в августе 2021 года утвердило концепцию развития производства и использования электротранспорта в РФ до 2030 года. В документе обозначены первоочередные задачи для формирующейся отрасли. В их числе развитие производственной базы, наращивание технологических компетенций, выведение на рынок принципиально новых продуктов и создание современной инженерной и транспортной инфраструктуры. В России к 2024 году планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и открыть более 9 тыс. зарядных станций для них.
В сентябре 2022 года Минэкономразвития сообщало, что пока что концепцию пересматривать не планируется.

Автопроизводителям РФ с инвестиционными контрактами дадут новую отсрочку по утильсбору
Конечный срок уплаты перенесли на 15 декабря 2023 года
МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил новую отсрочку по уплате утилизационного сбора для отечественных автопроизводителей, заключивших специальные инвестиционные контракты (СПИК). Об этом сообщается в среду на сайте кабмина.
Поясняется, что такие предприятия смогут получить отсрочку по уплате утильсбора за IV квартал 2022 года и за I-III кварталы 2023 года. "Конечный срок уплаты утилизационного сбора перенесен на 15 декабря 2023 года", - говорится в сообщении.
"Отсрочка должна помочь автопроизводителям решить проблему дефицита оборотных средств, а также создать запас комплектующих для бесперебойной работы производственных линий", - добавили в правительстве.
Аналогичные решения были приняты правительством в мае 2022 года. Они касались переноса уплаты утилизационного сбора за I-III кварталы на декабрь. Эти меры были разработаны для поддержки экономики в условиях санкций.
Механизм специального инвестиционного контракта позволяет привлекать крупные частные капиталовложения в проекты по созданию новых промышленных производств. Государство со своей стороны гарантирует такому инвестору выгодные, понятные и неизменные условия для вложений, в том числе налоговые льготы и особые условия аренды земли без проведения торгов.

Мишустин: годовой план по многим нацпроектам выполнили почти полностью
Мишустин: уровень достижения годового плана по многим нацпроектам близок к ста процентам

Россияне в 2022 году увеличили число покупок почти на 50%
Согласно исследованию банка "Русский стандарт", общий средний чек составил 1 306 рублей
МОСКВА, 28 февраля. /ТАСС/. Общее число покупок россиян в 2022 году выросло на 48% в сравнении с 2021 годом, а общий средний чек - до 1 306 рублей, показала статистика банка "Русский стандарт".
"Статистика банка показала значительный рост потребительской активности в 2022 году. Так, общее число покупок в минувшем году выросло на 48% относительно 2021 года. А общий средний чек увеличился до 1 306 рублей с 1 219 рублей годом ранее",- сообщили ТАСС в "Русском стандарте".
При этом, по данным банка, доля e-comm в общем эквайринге за минувший год составила 63%, а классического торгового эквайринга - 37%. Годом ранее соотношение было в пользу офлайн-покупок - 52% против 48% в онлайне, уточнили в "Русском стандарте".
Статистика покупок в онлайне
Так, общее количество онлайн-покупок в 2022 году выросло на 93% относительно 2021 года, средний чек увеличился до 1 445 рублей, годом ранее был 1 339 рублей.
"Что же оплачивали чаще всего, не выходя из дома, в онлайне? По данным банка в тройку категорий - лидеров трат в 2022 году в зависимости от количества покупок вошли: супермаркеты с широким выбором товаров (средний чек 1 405 рублей); маркетплейсы (средний чек 1 729 рублей); активный отдых и развлечения, в том числе прокат спортивного инвентаря (средний чек 175 рублей)", - указали в пресс-службе.
Покупки в офлайне
В офлайне средний чек покупки в минувшем году составил 1 121 рублей и практически не изменился относительно 2021 года, когда он был 1 124 руб. "Разница с онлайн-чеками вполне объяснима привычкой россиян заглядывать по дороге в магазины рядом с домом или рабочим офисом, чтобы совершить небольшие покупки. При этом онлайну отводится роль масштабных закупок с курьерской доставкой", - пояснили в банке.
Согласно статистике "Русского стандарта", в офлайне в число трех категорий-лидеров в минувшем году в зависимости от количества покупок вошли: супермаркеты с широким выбором товаров (средний чек 373 рублей); различные продовольственные магазины (средний чек 354 рублей); фастфуд (средний чек 399 рублей).
В рамках исследования в эквайринговой сети банка "Русский стандарт" были изучены количество, сумма, средние чеки онлайн- и офлайн-покупок за 2022 и 2021 годы.

"АвтоВАЗ" планирует возобновить выпуск Lada Vesta NG 3 марта
Президент "АвтоВАЗа" Соколов: выпуск Lada Vesta NG планируют возобновить 3 марта

Более 13 тысяч импортированных автомобилей подключены к «ЭРА-ГЛОНАСС»
Юридические лица и индивидуальные предприниматели установили устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) на 13 тысяч автомобилей, ввезенных в Россию по параллельному импорту с 1 октября минувшего года. При этом с начала 2023 года начался рост оснащения кнопками SOS: за январь к госинформсистеме «ЭРА-ГЛОНАСС» подключено свыше 3,5 тысяч машин, за февраль – почти 5 тысяч транспортных средств.
Российские предприятия обеспечивают локализацию производства таких устройств и импортонезависимость компонентной базы. АО «ГЛОНАСС» сформировало партнерскую сеть из более 60 компаний по реализации, установке УВЭОС на импортируемые автомобили и подключению их к «ЭРА-ГЛОНАСС».
«Статистика подтверждает, что у импортеров сегодня нет проблем по установке устройств. Партнерская сеть охватывает все основные направления ввоза автомобилей в Россию, готова к росту спроса при увеличении параллельного импорта и восстановлении обязанности физических лиц оснащать ввозимые автомобили кнопками SOS. Автомобилисты, которые заботятся о своей безопасности и о здоровье близких, подключают машины к «ЭРА-ГЛОНАСС», не дожидаясь 1 июня и завершения моратория», - отметил генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич.
Для удобства импортеров на специальном сайте https://855.aoglonass.ru/ опубликована интерактивная карта с контактами компаний по реализации и установке УВЭОС и формой обратной связи сбора информации о завышении стоимости устройств. Рекомендуемая отпускная цена производителей кнопок SOS для партнеров АО «ГЛОНАСС» не превышает 28 тыс. рублей. Дополнительно на карте размещены таможенные пункты и адреса испытательных лабораторий для прохождения процедуры оценки соответствия автомобиля обязательным требованиям.
УВЭОС, подключенное к «ЭРА-ГЛОНАСС», с 2017 года является обязательной частью конструкций новых транспортных средств. Сегодня в системе зарегистрировано более 9,2 млн автомобилей. Благодаря «ЭРА-ГЛОНАСС» экстренные службы в считанные секунды после аварии получают точные координаты автомобиля, что ускоряет реагирование и поиск пострадавших, увеличивает шансы сохранить жизнь и здоровье участников дорожного движения.
С 1 октября 2022 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при ввозе на территорию России автомобилей необходимо оснащать их УВЭОС - кнопками SOS. Порядок установлен в соответствии с приложением № 7 к Правилам применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 мая 2022 г. № 855 (в редакции постановлений Правительства РФ от 15 июля 2022 года № 1269). С 1 июня текущего года, согласно постановлению Правительства РФ от 31.01.2023 № 130, требование будут распространено на физических лиц.