Прямая речь
В России нашли новый подход к быстрой диагностике эпилепсии
Программу для диагностики эпилепсии, помогающую сократить на 95% рутинную работу врача, разработали специалисты БФУ им. И.Канта вместе с другими российскими учеными. По их словам, разработка не имеет прямых аналогов в мире. Результаты опубликованы в Applied Science.
Эпилепсия – опасное неврологическое заболевание, которым, по данным ВОЗ, страдают до 50 млн человек в мире. Его основные симптомы – так называемые припадки, при которых происходит патологическая синхронизация нейронов головного мозга. Как объяснили специалисты, часто припадки проходят без внешних признаков, поэтому многие люди могут не подозревать, что больны.
Для диагностики и лечения этого заболевания в клинической практике применяют электроэнцефалографию (ЭЭГ), позволяющую регистрировать электрическую активность головного мозга. Существующие методы предполагают "ручную" обработку врачом результатов ЭЭГ, которая может занимать до шести часов для одного пациента.
Ученые Балтийского федерального университета им. Канта (БФУ им. И.Канта) совместно со специалистами Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова разработали программу, способную самостоятельно искать в массиве данных ЭЭГ признаки аномальной электроактивности, характерной для припадочного состояния. По словам создателей, предложенный алгоритм станет основой системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР).
«
"СППВР проводит предварительную разметку сигналов ЭЭГ и выделяет фрагменты с подозрением на приступы эпилепсии, которые затем оцениваются врачом-эпилептологом. Система может существенно снизить объем рабочей нагрузки врача, сократив время обработки ЭЭГ до 10–20 минут", – рассказал соавтор исследования, главный научный сотрудник Балтийского центра нейротехнологий и искусственного интеллекта БФУ им. И.Канта Александр Храмов.
Главный научный сотрудник Балтийского центра нейротехнологий и искусственного интеллекта БФУ Александр Храмов
Новая программа, как объяснили ученые, основана на машинном обучении без "учителя" – в отличие от нейросетевых систем она самостоятельно выявляет закономерности и скрытые взаимосвязи в неразмеченных данных без опоры на заданные заранее шаблоны. Этот подход к диагностике эпилепсии, по словам авторов, применен ими впервые в мире.
"Мы не "натаскиваем" заранее алгоритм на какую-то структуру данных, а даем ему свободу в анализе. С помощью такого подхода мы выделяем в автоматическом режиме особые сигналы, отличающиеся от нормальной активности мозга, которые чаще всего соответствуют эпилептическим припадкам", – пояснил Храмов.
Такой принцип, по словам ученых, позволяет сделать процесс постановки диагноза более прозрачным и контролируемым. Кроме того, он снижает риск ошибок диагностирования, вызванных как человеческим фактором, так и некорректной работой программы, поскольку окончательное решение остается за специалистом-эпилептологом.
В дальнейшем научный коллектив намерен адаптировать предложенную программу для комбинированного применения с методом фотостимуляции мозга пациента, позволяющим существенно сократить время, необходимое для полноценного обследования с помощью ЭЭГ.
В России нашли новый подход к быстрой диагностике эпилепсии
"СППВР проводит предварительную разметку сигналов ЭЭГ и выделяет фрагменты с подозрением на приступы эпилепсии, которые затем оцениваются врачом-эпилептологом. Система может существенно снизить объем рабочей нагрузки врача, сократив время обработки ЭЭГ до 10–20 минут", – рассказал соавтор исследования, главный научный сотрудник Балтийского центра нейротехнологий и искусственного интеллекта БФУ им. И.Канта Александр Храмов.
https://ria.ru/20230613/nauka-1876276069.html
Мантуров анонсировал создание дальнемагистрального самолета в России к 2030 году
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что Россия сейчас ведет разработку собственного дальнемагистрального самолета. Сборка должна начаться в 2028 году, пишет РИА Новости.
По словам министра, в рамках действующей научно-исследовательской работы Институт имени Жуковского занимается исследованием новых технологий и определением облика будущего авиалайнера.
Что же касается сроков разработки лайнера, Мантуров особо подчеркнул: "не раньше 2028 года".
Отмечается, что работа по созданию дальнемагистрального самолета параллельно ведется с Китаем. "С учетом всех вводных со стороны западных стран, в наш двусторонний проект будут вноситься изменения", - уточнил глава Минпромторга.
Напомним, в декабре 2022 года правительство выделило Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) почти 900 миллионов рублей на разработку широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
Мантуров анонсировал создание дальнемагистрального самолета в России к 2030 году
По словам министра, в рамках действующей научно-исследовательской работы Институт имени Жуковского занимается исследованием новых технологий и определением облика будущего авиалайнера.
Что же касается сроков разработки лайнера, Мантуров особо подчеркнул: "не раньше 2028 года".
Отмечается, что работа по созданию дальнемагистрального самолета параллельно ведется с Китаем. "С учетом всех вводных со стороны западных стран, в наш двусторонний проект будут вноситься изменения", - уточнил глава Минпромторга.
Напомним, в декабре 2022 года правительство выделило Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) почти 900 миллионов рублей на разработку широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
https://rg.ru/2023/06/13/manturov-anonsiroval-sozdanie-dalnemagistralnogo-samoleta-v-rf-k-2028-godu.html
Поставки отечественных систем ABS для автоконцернов начнутся с 1 июля
Замглавы Минпромторга Шпак: поставки российских ABS для автоконцернов начнутся 1 июля
Первое в России производство антиблокировочных тормозных систем (ABS) запускается в Костроме, с 1 июля начнутся серийные поставки российским автопроизводителям, сообщил РИА Новости заместитель главы Минпромторга Василий Шпак.
«
"По ABS уже запускается локальное производство в Костроме. С 1 июля начнутся серийные поставки ABS российским автопроизводителям", — сказал он, комментируя тему локализации производства электронных автокомпонентов в России. Точные сроки запуска нового производства замминистра не уточнил.
Шпак также отметил, что в стране уже удалось импортозаместить электронные блоки управления, жгутовую продукцию и частично датчики для автопрома. "Мы и дальше планируем увеличивать долю российских электронных компонентов в автопроме, а также локализовывать недостающую электронную архитектуру", — уточнил он.
ABS — система, предотвращающая блокировку автомобиля при торможении. Основное ее предназначение — сохранение устойчивости и управляемости. Высоко локализованные автопроизводители в России, в частности автогигант "АвтоВАЗ", столкнулись с дефицитом систем ABS и ESP еще в прошлом году. Впоследствии власти приняли решение ввести упрощенный техрегламент, который допускал отсутствие данных систем в выпускаемой машине, чтобы не допустить приостановки конвейеров. В конце мая кабмин постановил вернуть с декабря 2023 года установку системы ABS в обязательные требования к выпуску машин в России.
Замглавы Минпромторга Шпак: поставки российских ABS для автоконцернов начнутся 1 июля
"По ABS уже запускается локальное производство в Костроме. С 1 июля начнутся серийные поставки ABS российским автопроизводителям", — сказал он, комментируя тему локализации производства электронных автокомпонентов в России. Точные сроки запуска нового производства замминистра не уточнил.
https://ria.ru/20230607/abs-1876615960.html